В. Боровиковский «Г.Р. Державин (фрагмент)
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. (Г.Р. Державин)
Гавриил (Гаврила) Романович Державин (3 июля 1743 г. – 8 июля 1816 г.) – русский поэт эпохи Просвещения, который в различные годы своей жизни занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784—1785 г.г.), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788 г.г.), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793 г.г.), президент Коммерц-коллегии (с 1794 г.), министр юстиции (1802—1803 г.г.). Член Российской Академии наук с момента её основания.
Родился Гавриил Романович Державин в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Державин — потомок татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV веке из Большой Орды.
В 1757 году Державин поступил в Казанскую гимназию. Учился хорошо, но закончить гимназию ему не удалось: в феврале 1762 года его вызвали в Петербург и определили в гвардейский Преображенский полк. Службу начал простым солдатом и прослужил десять лет, а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.
Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшем на престол Екатерину II. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II.
И. Смирновский «Портрет Г.Р. Державина
Горячий от природы, Державин всегда имел сложности в жизни из-за своей несдержанности, нетерпения и даже из-за усердия к работе, которое не всегда приветствовалось.
Краткая биография Державина Гавриила
Будущий поэт родился в родовом имении Сокуры в Казанской губернии. Существовало семейное предание, что Державины являлись представителями татарского рода. Их предок Багрим-мурза выехал из Большой Орды в Москву, где поступил на службу к русскому царю.
Родители Гавриила были мелкопоместными дворянами. Его отец умер, когда будущий поэт был еще совсем мал. Державины жили скромно. Юноша получил образование в гимназии. С 1762 года он служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Офицерское звание он получил через 10 лет.
Преображенский полк был задействован и в возведении на трон Екатерины Второй, и в подавлении крестьянских бунтов. Державин принимал непосредственное участие в подавлении восстания Пугачева. В то время он занимался делопроизводством, поэтому все события очень скрупулезно описывал. Также Державин занимался агентурной деятельностью, организовывал внедрение лазутчиков в ряды войск Емельяна Пугачева. Записи Гавриила Романовича использовал Пушкин, когда писал свой роман «Капитанская дочка».
В 1777 году Державин вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. Его карьера начала стремительно развиваться.
Умный, политически проницательный, исполнительный и ответственный, он легко вписался в государственный истеблишмент того времени, занимал самые высокие посты в царствование Екатерины Великой, даже два года прослужил кабинет-секретарем императрицы.
Изучая биографию Державина-чиновника, можно сказать, что этот человек быстро поднимался по карьерной лестнице (от статского советника в Сенате в 1777 году до министра юстиции в 1802 году).
Он искусно совмещал государственную деятельность с литературным творчеством, что сделало его одним из величайших представителей русского классицизма.
В 1803 году он был уволен Александром I с формулировкой «Служит слишком рьяно».
Поэт поселился в загородном имении на Званке под Новгородом, где всецело посвятил себя творчеству, сочиняя идиллии и анакреонтические стихи.
Державин учредил официальное литературное общество «Русское слово», собрания которого проводил в своем доме на берегу Фонтанки в Санкт-Петербурге.
Интересный факт из биографии Г. Р. Державина: он перечислял все свои звания, чины и должности, но никогда не упоминал о литературной деятельности, хотя прекрасно осознавал свое влияние на развитие литературного процесса в России.
Возвращение в столицу, административная деятельность
В этом же году Державин вернулся в столицу. Он занимал здесь различные административные должности. В это же время Гавриил Романович продолжал заниматься литературой, создавая оды (подробнее о его творчестве мы расскажем чуть позже).
Державин был назначен государственным казначеем при Павле I. Однако он не поладил с этим правителем, поскольку по привычке, сформировавшейся у него, Гавриил Романович в своих докладах нередко ругался и грубил. Александр I, сменивший Павла, также не оставил без внимания Державина, сделав его министром юстиции. Однако через год поэт был освобожден от должности, поскольку он служил «слишком ревностно». В 1809 году Гавриил Романович был отстранен со всех административных постов уже окончательно.
Поэт классицизма
Во многих своих стихотворениях Державин восхвалял триумф Российского государства и ее правителей. Наиболее подходящей формой выражения верноподданнических чувств и восторга являлась ода.
Влияние русского классицизма, воплощенного в работах Ломоносова и Сумарокова, изначально очень чувствовалось в творчестве Державина. Но постепенно он выработал собственный оригинальным стиль, который наделил его оды патетическим величием.
Художественный метод Державина изобилует конкретной образностью, множеством личных биографических мотивов и текучих форм. Но в его произведениях также присутствуют характерные для классицизма дидактизм и аллегоризм.
Его поэтический язык богат оттенками чувств, фонетическими эффектами. Одним из новаторских приемов в творчестве Гавриила Романовича является использование в поэзии живой разговорной речи.
Стартовые условия
Творческая биография Державина
Михаил Ломоносов писал победно-патриотические и хвалебные оды, которые являлись частью праздничных мероприятий при дворе. Они были насыщены гиперболами, развернутыми сравнениями, метафорами и батальными сценами, содержали массу восклицаний и риторических вопросов.
Гавриил Романович мало внимания обращал на сложившуюся в российской поэзии традицию. В более поздних произведениях Державина уже не найти излишней патетики. Его стихи наполнены ироническим, юмористическим или сатирическим содержанием.
Державин решительно ломал стереотипы «чистоты жанра», которые в эпоху классицизма казались незыблемыми.
Особенно хороши были его элегии. Уже первая написанная в этом стиле ода принесла ему известность.
Поэт наслаждался гармоничным ритмом, получал удовольствие от тщательно подобранных аллитераций, но иногда для достижения большего эффекта сознательно допускал режущую слух какофонию противоречивых звуков.
Драматургия Державина, участие в литературном кружке
Выйдя в отставку, почти полностью посвятил свою жизнь драматургии Державин Гавриил Романович. Творчество его в этом направлении связано с созданием нескольких либретто опер, а также следующих трагедий: «Темный», «Евпраксия», «Ирод и Мариамна». С 1807 года поэт принимал активное участие в деятельности литературного кружка, из которого позднее образовалось общество, получившее большую известность. Называлось оно «Беседа любителей русского слова». В своей работе «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» обобщил свой литературный опыт Державин Гавриил Романович. Творчество его сильно повлияло на развитие художественной словесности в нашей стране. Многие поэты ориентировались на него.
Летопись в стихах
Поэзия и мемуары Державина – это богатый и сложный портрет его времени. Он не упустил ни одной темы. Произведения Гавриила Романовича затрагивают все, от войны и мира до любви и застолья. Державин — это человек, открытый влиянию всех современных веяний, склонный к философским раздумьям.
В своей поэзии он воспевал справедливость и свободу духа, но при этом оставался убежденным монархистом и противником либеральных идей.
Как был отстранен от должности Державин
Однако прогрессивная деятельность Гавриила Романовича на этом посту столкнулась с интересами местных дворян и помещиков. Кроме того, И.В. Гудович, генерал-губернатор, становился во всех конфликтах на сторону приближенных, которые покрывали, в свою очередь, местных мошенников и воров.
Державин предпринял попытку наказать Дулова, помещика, который приказал избить за мелкую провинность пастушонка. Однако эта попытка не удалась, а неприязнь к губернатору со стороны провинциальных помещиков окрепла. Тщетными оказались и действия Гавриила Романовича по пресечению воровства местного купца Бородина, который обманул казну, поставляя для строительства кирпичи, а затем на невыгодных для государства условиях получил винный откуп.
Все увеличивался поток клеветы, жалоб, рапортов на Державина. В январе 1789 года он был отстранен от своей должности. Большую пользу губернии принесла его недолгая деятельность.
Отношение к монархии
Русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин жил в эпоху судьбоносных перемен в России. В те годы происходило много знаковых событий — имперская экспансия, крестьянские восстания, война с Турцией и борьба с Наполеоном.
В конце XVIII — начале XIX века в России отношение народа к власти менялось. Гавриил Романович отличался пылкой и справедливой натурой, его возмущало беззаконие, которое творилось в стране.
Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, — это настоящая трагедия. В творческой биографии поэта Державина есть гневная ода «Властителям и судиям», посвященная ситуации в империи.
Литература
Первым произведением, вышедшим в печать в 1773 году и принадлежащим перу Державина, стала ода на бракосочетание великого князя Павла Петровича. Поначалу поэт подражал стилю Ломоносова. К сожалению, Гавриилу Романовичу не удавалось повторить «воздушную» манеру творчества Михаила Васильевича.
Вскоре, последовав совету более опытных в литературном творчестве друзей, Державин избрал образцом оды Горация. По мнению творца, основная задача литератора — прославление благородных поступков и порицание дурных дел.
За оду «Фелица» Екатерина II щедро одарила Державина
Первоначально произведения поэта печатались без подписи в «Санкт-Петербургском вестнике». Свет увидели «Ключ», «Властителям и судиям». Однако возвышенные и напыщенные стихотворения сделали Державина известным среди литераторов, но не среди общества.
Имя Гавриила Романовича прогремело после написания им оды «Фелица», воспевающей Екатерину. За восторженные стихи поэт получил от императрицы шкатулку, усыпанную бриллиантами, в которой лежали 500 червонцев.
Поэт эпохи Просвещения Гавриил Романович Державин
После этого в «Собеседнике» печатались стихотворения «Водопад», «Видение Мурзы», «Бог». Последняя ода стала венцом творчества Гавриила Романовича, а сам поэт вошел в число классиков и кумиров. Всего литератором созданы сотни произведений, которые составляют десяток книг-сборников. Интересным фактом является простота Державина в быту.
В 1815 году уже признанный литератор посетил Царскосельский лицей. К удивлению студентов, первый вопрос, который задал автор возвышенных стихотворений, был о расположении уборной. К слову, самый известный и талантливый выпускник лицея Александр Сергеевич Пушкин считал Державина идеалом поэзии. Произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написано им по образцу «Памятника» Державина.
Гавриил Державин и лицеист Александр Пушкин (картина И. Е. Репина)
Достоверным фактом является любовь Державина к эротической прозе. Литератор писал произведения, придавая им особую мягкость, стараясь исключить из текста слова со звуками «р». При этом Гавриил Романович предпочитал, чтобы его творения зачитывались в обществе дам.
Конечно, в основном Державин занимался серьезным творчеством. Так, к числу литературных достижений относится неофициальный гимн Российской Империи «Гром победы, раздавайся!», написанный после взятия крепости Измаил русскими войсками во время турецкой войны. Музыку на стихи написал Осип Козловский.
Вызов самодержавию и беззаконию
Для поэзии того времени перечить властям было недопустимо. Но с первых строк стихотворения «Властителям и судиям» становится ясно, что автор осуждает правителей, которые ведут себя так, что даже бог не может на это смотреть.
Державин пишет, что цари должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным, но они слышат и защищают только сильных. Страна потрясена зверствами, но государственные чиновники этого не хотят видеть.
Гавриил Романович хотел показать все пороки власти, выражал горечь от порочности современного мира. Он старался пробудить в читателе не только гнев, но и желание изменить жизнь к лучшему.
В одах Державина нет революционных идей. Он был убежденным монархистом и верил в добродетельность Екатерины II. Он вкладывал в свои стихи мысль, что в царящем в стране беззаконии виновны только чиновники, окружающие императрицу.
Многие посчитали гневную оду призывом к смене власти. Продолжение этой тенденции можно увидеть в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.
Цитаты
Новость часто бывает не иное что, как забвение прошедшего.
Веселье то лишь непорочно,
Раскаянья за коим нет.
Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовию к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.
Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звезда́ми;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Оды Екатерине II и двору
Державин написал ряд сатирических од императрице и ее придворным, радуя Екатерину своим остроумием и вниманием к деталям.
Наличие такого стиля можно обнаружить в творчестве более поздних русских поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Фет и Мандельштам. Поэзия Державина представляет собой кульминацию и расширение русского классицизма, а не первый шаг к романтизму.
Произведения Гавриила Романовича традиционно считаются литературным классицизмом. Его лучшие стихи богаты антитезами и противоречивыми звуками, чем-то напоминающими Джона Донна и других метафизических поэтов.
Он нарушил несколько табу, восхваляя государя не с благоговением, а с легкой фамильярностью. Она предстает не небожительницей, а обычной женщиной, которой не чуждо ничто человеческое. Императрица у него ходит пешком, ест, читает, пишет, любит шутить и хорошо относится к людям. Державин противопоставляет Екатерину окружающим ее мелочным, эгоцентричным дворянам с их пиршествами, маскарадными костюмами и бесконечными развлечениями. Поэт резко критикует придворную жизнь в произведениях «Царедворцы» и «Властителям и судиям», высмеивая несправедливых бюрократов и паразитическую аристократию.
Примечания
- Архив изобразительного искусства — 2003.
- Державины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- А после смерти последнего служил в штабе генерала П. Д. Мансурова.
- Державинский сборник-2018 / ред. М. Л. Гольденберг. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2021. — 226 с. ISBN 978-5-9274-0821-4
- Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- Малинин Георгий Александрович. Памятные места Саратовской области. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. — 167 с.
- Чехов А. П. Памятник Плениры // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб. Типография А. С. Суворина. 1892. Т. 48. С. 754—765.
- Сост. В. И. Саитов, по поруч. Вел. Кн. Николая Михайловича,. том I (А-Г) // Петербургский некрополь. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 5 лин. В. О., д.28, 1912—1913. — С. 39.
- Последнее пристанище Гавриила Романовича Державина
- Генеральная прокуратура РФ — история в лицах: Гавриил Державин (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
- [Гаврила Романович Державин (1743—1816) «…Не мог сносить неравнодушно неправды…» из книги «Роковая Фемида. Драматические судьбы знаменитых российских юристов»]
- Державин / Статья в Литературной энциклопедии, автор — Д. Д. Благой Архивная копия от 3 сентября 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка)
- Между тем история. Гаврила Романович Державин (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 ноября 2015. Архивировано 29 января 2021 года.
- Данько Е. Я. Г. Р. Державин и изобразительное искусство// XVIII век, Сб. 2. — Л. 1939, с. 166—247.
- Родионов А. Н. Гравюры из собрания Г. Р. Державина. Иллюстрированный каталог. СПБ, Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2012.
- アーカイブされたコピー (неопр.) . Дата обращения: 7 октября 2008. Архивировано 26 апреля 2005 года.
- アーカイブされたコピー (неопр.) . Дата обращения: 7 октября 2008. Архивировано 18 февраля 2009 года.
- ГТРК Карелия / Карельский губернатор купил машину. Паровую. 200 лет назад
- Минюст планирует восстановить знаменитую усадьбу Державина «Званка»
- Новые памятники Санкт-Петербурга (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2008. Архивировано 10 февраля 2009 года.
- Карты Меркурия
- Сайт Администрации Тамбовской области (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
- Патриарх Кирилл и глава Татарстана открыли памятник поэту Державину под Казанью, РИА Новости (20 июля 2016). Дата обращения 20 июля 2021.
- В Великом Новгороде открыли памятник Гавриилу Державину, «Российская газета» (26 августа 2020). Дата обращения 26 августа 2021.
Что говорили критики
Д. С. Мирский говорил следующее: «Поэзия Державина — это вселенная удивительного богатства. Ее единственным недостатком было то, что великий поэт ничего не делал для того, чтобы поднять уровень художественного вкуса или улучшить литературный язык. Что касается его поэтических полетов, то в эти головокружительные сферы ему, очевидно, было не по силам проникнуть». Однако Николай Некрасов советовал следовать не Пушкину, а Державину. Наиболее известные произведения поэта:
- «На смерть князя Мещерского» (1779);
- шутливая ода «Фелица» (1782);
- переведенная на многие языки ода «Бог» (1785);
- написанная под впечатлением о смерти князя Потемкина ода «Водопад» (1794);
- «Снегирь» (1800) — трогательная элегия, посвященная смерти Суворова.
Оду «Фелица» так полюбила императрица Екатерина II, что подарила Гавриилу Романовичу золотую табакерку, инкрустированную бриллиантами, которая в те годы стоила несколько тысяч рублей.
Библиография
Собрания сочинений
- Державин Г. Сочинения. Ч.1. — М.: в Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1798. — X, [1], 399 с.
- Сочинения Державина: [в 4 ч.]. — СПб.: в тип. Шнора, 1808. Ч. 1. — [6], VII, [3], 323 с.
- Ч. 2. — [12], 319 с.
- Ч. 3. — [6], 239 с.
- Ч. 4. — [4], 331 с.
Сочинения Державина: [в 5 ч.]. – СПб.: в тип. Шнора, 1808—1816
Ч. 2. — 1808. — [14], 317, [3] с.Ч. 3. — 1808. — [8], 237, [3] с.Ч. 4. — 1808. — [6], 330, [2] с.Ч. 5. — СПб.: [в тип. В. Плавильщикова], 1816. — [8], 239, [3] с.Сочинения Державина: [в 4 ч.]. — СПб.: [изд. А. Смирдина], 1831
Ч. 2. — [4], 366 с.Ч. 3. — [2], 230, [5] с.Ч. 4. — 308, [9] с.Сочинения Державина: [в 4 ч.]. — СПб.: тип. И. Глазунова и Кº, 1843
Ч. 2. — 1834. — [8], 352 с.Ч. 3. — 1834. — [4], 225, [6] с.Ч. 4. — 1834. — [4], 294 с.Сочинения Державина: [в 4 ч.]. — СПб.: тип. И. Глазунова и Кº, 1843
Ч. 2. — [4], 304 с.Ч. 3. — [4], 175, [5] с.Ч. 4. — [4], 328, XII с.Сочинения Державина / биогр. писана Н. А. Полевым. — СПб.: изд. Д. П. Штукина: в тип. К. Жернакова, 1845. — [6], XX, 395, IV с.Сочинения Державина: [в 2 т.]. — СПб.: изд. Александра Смирдина, 1847. — (Полное собрание сочинений русских авторов)
Т. 2. — [4], VI, [2], 835 с.Сочинения Державина: [в 2 т.]. — Изд. 2-е. — СПб.: изд. А. Смирдина, 1851. — (Полное собрание сочинений русских авторов)
Т. 2. — X, 798 с.Сочинения Державина / С объясн. прим. [и предисл.] Я. Грота. Т. 1—9. — Санкт-Петербург: Имп. Акад. наук, 1864—1883.
Стихотворения: Ч. 2: С рис., найд. в рукописях поэта, 1865. — XIV, [2], 736 с.Стихотворения: Ч. 3: С портр. Д. А. Державиной и 5 виньетками, 1866. — XXII, [2], 784 с.Драматические сочинения с указателем к первым четырём томам, 1867. — XII, 863 с.Переписка: С портр. Державина и четырьмя табл. снимков, 1869. — LXIV, 925 с.Переписка (1794—1816) и «Записки»: С портр. Державина, 1871. — XXX, 905 с.Сочинения в прозе, 1872. — XVII, [3], 759 с.Биография поэта: С портр., рис. и снимком, 1880. — [4], VIII, 1044 с.Т. 9: Со снимками портр., нотами и указ. ко всем томам изд.: Дополн. примеч. и прил. ко всему изд., 1883. — 806 с. разд. паг., 5 л. ил.: нот.Сочинения Державина: [в 7 т.] / с объясн. примеч. [и предисл.] Я. Грота. — 2-е акад. изд. (без рис.). — СПб.: тип. Имп. Акад. Наук, 1868—1878
Т. 2: Стихотворения, ч. 2, 1869. — XII, [2], 464 с.Т. 3: Стихотворения, ч. 3., 1870. — XVI, [2], 642 с.Т. 4: Драматические сочинения: с указ. к первым четырем томам, 1874. — VIII, 724 с.Т. 5: Переписка (1773—1793), 1876. — LX, 939 с.Т. 6: Переписка (1794—1816) и «Записки», 1876. — XXVIII, 840 с.Т. 7: Сочинения в прозе, 1878. — XIV, 661 с.
- Оды: Переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года. — [Санктпетербург]: [Тип. Акад. наук], [1776]. — [2], 38 с.
- Изображение Фелицы. — [Санкт-Петербург]: [тип. Горного училища], [1789]. — 32 c., [1] л.
- Памятник герою: 28 июня 1791. — [Санктпетербург], [1791]. — [1] л.
- К Каллиопе в 31 день октября 1792 года. — Санктпетербург: Печ. у И. К. Шнора, 1792. — [12] c.
- Ода Бог. — [Москва]: [Унив. тип., у Окорокова], [ок. 1792]. — 4 с.
- Гимн кротости. — [Москва: В Университетской типографии, у Хр. Клаудия, 1801]. — 8 с.
- Ирод и Мариамна: Трагедия.: В пяти действиях / Сочинение Державина. — В Санктпетербурге: В Морской типографии, 1809. — [8], 98, [2] с.
- Солдатской, или народной дифирамб по торжестве над Франциею. — Санктпетербург: В типографии Иос. Иоаннесова, 1814. — [4] c.
- Тёмный: Трагедия в 5 д. / Соч. Державина. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1852. — [2], 66 с.
- Анакреонтические стихотворения Державина, взятые из третьей части сочинений его, изданных в 1808 году. — Санкт-Петербург: тип. Королева и К°, 1857. — [2], 42, III с.
- Державин Гаврила Романович «Духовные оды» Библиотека ImWerden
- Избранные сочинения Гавриила Романовича Державина. — Санкт-Петербург: А. А. Каспари, 1893. — 226, II с.
- Стихотворения. — Л., 1933. — (Библиотека поэта. Большая серия)
- Стихотворения. — Л.: Советский писатель, 1957.— (Библиотека поэта; Большая серия).
- Водопад: избранные стихотворения. — М.: Детская литература, 1971. — 128 с. — (Школьная б-ка).
- Стихотворения. — Ленинград: Художественная литература, 1981. — 288 с.
- Стихотворения; Проза / Г. Р. Державин; [вступ. ст., сост. и примеч. В. И. Гусева; гравюры Л. А. Клочкова]. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1980. — 214, [1] с. — (Отчий край / ред. В. В. Будаков).
- Избранная проза: [Сборник] / Г. Р. Державин; сост., вступ. ст. и примеч. П. Г. Паламарчук; худож. И. С. Клейнард. — Москва: Советская Россия, 1984. — 400 с.
- Стихотворения / Г. Р. Державин; сост., послесл., примеч. Г. А Паушкина. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. — 191 с.
- Сочинения / Г. Р. Державин; [сост В. П. Степанова и Г. П. Макогоненко; вступ. ст. Г. П. Макогоненко]. — Ленинград: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1987. — 502, [1].
- Стихотворения / Г. Р. Державин; сост. и примеч. В. А. Приходько; худож. С. Л. Чиненов. — Петрозаводск: Карелия, 1989. — 334 с.: портр.: 10,5 см.. — В суперобложке. — Примечания: с. 292—329. — ISBN 5-7545-0200-1.
Личная жизнь Державина
Биография поэта будет неполной, если не рассказать о его семье. Гавриил Романович был женат дважды. Его первой супругой стала 16-летняя кормилица великого князя Павла Петровича Романова. Звали ее Екатерина Яковлевна Бастидон. Она внезапно скончалась, когда ей исполнилось всего 34 года. Через полгода Державин повел под венец Дарью Алексеевну Дьякову.
Поэт был неравнодушен к азартным играм. Ему случалось много выигрывать и проигрывать. Однажды он выиграл почти 40 тысяч рублей за один вечер. Гавриил Державин составил первый в России толковый словарь русского языка.
Детей у Гавриила Романовича не было ни в одном браке. Но в доме поэта с 1800 года воспитывались осиротевшие племянницы Дарьи Алексеевны и сыновья умершего друга Петра Лазарева. Они стали известными мореплавателями и гордостью русского флота.
Державин ушел из жизни в 1816 году, похоронен в Хутынском монастыре, расположенном недалеко от Званки.
Губернаторство в Тамбовской губернии
Екатерина II в декабре 1785 г. издала указ о назначении Державина на должность губернатора теперь уже Тамбовской губернии. Он прибыл туда 4 марта 1786 года.
В Тамбове Гавриил Романович нашел губернию в полном расстройстве. Четыре главы сменилось за 6 лет ее существования. В делах царил беспорядок, не были определены границы губернии. Огромных размеров достигли недоимки. Остро ощущался недостаток образования общества в целом, а в особенности дворянства.
Гавриил Романович открыл для юношества классы арифметики, грамматики, геометрии, вокала и танцев. Духовная семинария и гарнизонная школа давали очень плохие знания. Гавриил Державин решил открыть в доме Ионы Бородина, местного купца, народное училище. Театрализованные представления давались в доме губернатора, а вскоре начали строить театр. Очень многое для Тамбовской губернии сделал Державин, мы не будем все это перечислять. Деятельность его заложила фундамент для развития этого региона.
Сенаторы Нарышкин и Воронцов приезжали для ревизии дел в Тамбовской губернии. Столь очевидным было улучшение, что Державин в сентябре 1787 года был удостоен почетной награды — ордена Владимира третьей степени.
Соседи-маршалы и Семен Буденный в роли тестя
Актеры, исполнявшие роли посетителей «Кабачка», стилизованного под польское кафе, были невероятно популярны в СССР. Их сразу стали узнавать на улице, просить автографы, а если им случалось бывать на гастролях, то в зале неслось восторженное: «Стулья идут!». Самым главным поклонником передачи был тогдашний лидер КПСС Леонид Брежнев.
А вот в кино Михаил Державин в 60-е и 70-е годы почти не снимался: слишком много сил отнимал любимый театр и «Кабачок». Лишь в 1979 году он снялся в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» вместе с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. Благодаря этой звездной троице фильм был невероятно популярен и вошел в золотой фонд отечественной кинематографии.
После развода с Екатериной Райкиной Михаил довольно долго оставался один. Настолько, что его приятели заволновались и стали устраивать его личную жизнь. Со второй женой, журналисткой Ниной Буденной, дочкой знаменитого маршала Семена Буденного, его познакомили друзья. Нина, по их воспоминаниям, была чудесная девушка, и Михаилу она очень понравилась. К тому же, у молодых людей обнаружились общие увлечения: оба были страстными любителями верховой езды и фехтования. Через два года они поженились, и Державин переехал в дом знаменитого тестя. Надо сказать, что родители жены очень тепло приняли зятя и всегда относились к нему с большим уважением. Державин так вспоминал ту эпоху:
«Женившись на Нине, я попал в какую-то невероятную жизнь, в дом, где жили герои моего детства. Выхожу во двор, а из соседнего подъезда появляется Климент Ефремович Ворошилов, которого играл мой папа в кинофильме «Сталинградская битва» и которому мальчишкой я писал письма. Из другого подъезда выходит Рокоссовский, красавец, и спрашивает: «Как дела, сынок?» Наверху живет Родион Яковлевич Малиновский. Рядом жили маршал Тимошенко, Молотов. Это те люди, которых я видел, с кем был знаком, кто здоровался со мной за руку. Там же жила семья маршала Жукова. Я был знаком с его дочерьми Эрой и Эллой».
В этом браке Михаил Державин прожил 18 лет, в нем родилась единственная дочь актера – Мария, которая позже подарила ему внуков Петра и Павла. Семья была вполне благополучной, однако спустя 18 лет Нина Буденная встретила новую любовь. Правда, к тому моменту и сам актер уже мечтал о другой женщине.
Ленком, театр Сатиры и чудесный костюм Аркадия Райкина
После окончания Щукинского училища юного Державина пригласили работать в Московский театр имени Ленинского комсомола. Вскоре в «Ленком» пришел работать и его школьный приятель Александр Ширвиндт, окончивший Щукинское училище на три года раньше. Сперва в театре им было не слишком интересно работать, но в 1963 году режиссером «Ленкома» стал Анатолий Эфрос, который смог вывести театр из творческого застоя. Вокруг него собралась целая плеяда талантливых и неповторимых актеров. Это было очень творчески заряженное, активное время. При Эфросе Михаил Державин играл в нашумевших постановках «Снимается кино», «Вам 22, старики», «Сто четыре страницы про любовь» и других. Сам артист называл полученный в «Ленкоме» опыт бесценным. Впрочем, восторг испытывали не все: партийные чиновники усмотрели в молодом режиссере Эфросе опасность для идеологии.
Фото: ТАСС/Коньков Александр (Сцена из спектакля «Ревизор» театра Сатиры. Артисты Михаил Державин в роли Петра Ивановича Добчинского (слева) и Александр Ширвиндт в роли Петра Ивановича Бобчинского.)
По меткому выражению Александра Ширвиндта, «уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок», и Анатолий Эфрос был отстранен от руководства театром. Вслед за ним из театра ушли многие актеры, включая Державина.
В 1967 году Михаил Державин пришел работать в театр Сатиры и остался там навсегда, став ведущим актером этого театра. За 50 лет службы в театре Сатиры он сыграл в огромном множестве выдающихся спектаклей, включая «Обыкновенное чудо», «Маленькие комедии большого дома», «Ревизор», «Прощай, конферансье», «Горе от ума», «Трехгрошовая опера», «Бешеные деньги» и другие.
В кино актер начал сниматься, еще учась в Щукинском училище, хотя там не приветствовали участие в съемках. Но для этого студента, зная его стесненное материальное положение, сделали исключение. Сперва он снимался в фильме «Они были первыми», потом в «Разных судьбах». Правда, это были эпизодические роли.
Зато именно съемки в кино вынудили молодого актера взять академический отпуск, а когда он вернулся к учебе, перейдя на курс младше, то встретил свою первую любовь. Красавица и умница Екатерина Райкина – дочь знаменитого актера Аркадия Райкина – училась в той группе, куда он пришел после «академки». Как признавался потом актер, он влюбился в нее с первого взгляда. Сперва влюбился, а уж потом познакомился с ней.
Роман развивался стремительно, но поженились они только спустя 2 года. Какое-то время жили на Арбате, в 40-метровой квартире вместе с мамой мужа и его сестрами. А потом Аркадий Райкин снял для молодых комнату. Сам знаменитый актер тогда еще не перебрался в Москву, а жил с женой и сыном в Ленинграде. К бедности зятя он относился лояльно и даже как-то дал ему для выступления свой костюм.
Позже актер вспоминал, что, получая свои вещи назад, Аркадий Райкин спросил: «Ну как все прошло?» – «Аркадий Исаакович, потрясающе, мне так аплодировали!» – «Еще бы. Мишенька, даже если бы ты вышел на сцену и вообще ничего не делал, тебе бы все равно аплодировали. За мой костюм!».
Державин вспоминал, что Аркадий Райкин хоть и подшучивал над ним, но в жизни был очень деликатным, вежливым и даже немного стеснительным человеком.
К сожалению, первый брак актера не был долгим. После окончания училища молодые люди стали работать в разных театрах, постепенно как-то отдалились друг от друга. А потом Екатерина Райкина честно призналась, что влюбилась в молодого актера Юрия Яковлева: тот развелся ради Екатерины со своей женой, хотя та уже ждала ребенка.
Когда Алена Яковлева выросла и пришла работать в театр Сатиры, то Державин очень поддерживал ее и в шутку называл родственницей, определяя родство так: «Первая дочь второго мужа моей первой жены».
Литература[ | ]
- Иванов А. И. Материалы для биографии Г. Р. Державина // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868—1869 год. — Петрозаводск, 1869. С. 201—212.
- А. Западов. Державин. — М.: Молодая гвардия, 1958 (ЖЗЛ)
- О. Михайлов. Державин. — М.: Молодая гвардия, 1977 (ЖЗЛ, вып. 567), 336 с., 100 000 экз.
- М. Гусельникова, М. Калинин. Державин и Заболоцкий. Самара: Самарский университет, 2008. — 298 с., 300 экз. — ISBN 978-5-86465-420-0
- «Никогда не будет подлец» — Статья д.ф.н. Ю. Минералова
- Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1987. — 134 с.: ил.
- История литературы Карелии. — Петрозаводск, 2000. Т.3
- История Карелии с древнейших времен до наших дней / А. И. Афанасьева, А. И. Бутвило, Л. И. Вавулинская и др.; под общ. ред. Н. А. Кораблева, В. Г. Макурова, Ю. А. Савватеева, М. И. Шумилова; рец.: М. И. Мишенев, В. Н. Водолазко; Карел. науч. центр РАН, Ин-т яз., лит. и ист. — Петрозаводск: Периодика, 2001. — 943 с. — ISBN 5-88170-049-X.
- Коровин В. Л. Державин Гавриил Романович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 432–435. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
- Чехов А. П. Памятник Плениры // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1892. Т. 48. — С. 754—765.
- Грот Я. К. Жизнь Державина: [Биогр.]. — М.: Алгоритм, 1997. — 685 с.: ил.; 22. — (Гений в искусстве / Редсовет, сост.: Булатов С.М. и др.). Есть аудиоверсия.