Русский свадебный костюм в старину. Русский народный наряд невесты. Фото русских народных свадебных костюмов

Русский народный свадебный костюм

image

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Как выглядит костюм жениха?

Важно! Рубаху для жениха по традиции вышивала невеста. Это действо считалось важным обрядом: девушка через молитвы и песнопения передавала своё послание.

Свадебный наряд жениха по всей Руси был примерно одинаков. Состоял он из брюк, рубахи и пояса. Рубаха была не менее яркой, чем одежда невесты. Она непременно украшалась орнаментами на груди и рукавах. Если рубаха была белой, то вышивка — красной. Яркие красные рубахи расшивались золотыми нитями.

Длина рубахи доходила до бёдер и даже ниже. Богато украшенный пояс повязывался на талии. Интересная особенность — мужской пояс вышивался таким же мотивом, что и сарафан невесты.

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

Один или несколько поясов

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

Нижние юбки

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

LiveInternetLiveInternet

Русский свадебный костюм

Свадебный наряд невесты на Руси имел множество вариаций, но можно выделить две основных традиции: северную и южную. Основным свадебным костюмом XIX — начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном. Девушек брачного возраста особенно наряжали не только в праздники, но и в будни. Крестьянская молодежь знакомилась и встречалась на посиделках, «игрищах», поэтому будущие невесты должны были выглядеть привлекательно, показывать свое мастерство в рукоделии и благосостояние своей семьи. Русский Север. Приуралье. Среднее Поволжье Венчальная рубаха-«целошница»

1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино

Венчальная рубаха («калинка», «долгостанец», «исцеленница») как часть свадебного наряда являлась символом невинности невесты. На Русском Севере был известен «венчальный вороток» — верхняя часть рубахи с пышными, до локтя рукавами или с длинными, суживающимися книзу так называемыми «плакальными» рукавами, достигавшими в длину до 130 см. Широко бытовали также венчальные рубахи с рукавами не длиннее руки. Они могли суживаться к кисти, иметь клинья или быть собранными в сборки под манжеты или обшивки с оборочками по краям.

Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Процесс изготовления ткани для свадебной рубахи был более трудоемким, чем тканье обычного холста. Полотнища выполнялись заготовками в размер длины будущей рубахи. Заготовка этой рубахи состояла из узорной каймы в виде полосы орнамента розового цвета из крупной зигзагообразной линии, выполненной в технике закладного ткачества, и окаймляющих ее сдвоенных полосок и белого холста полотняного переплетения9. Для шитья рубахи-«целошницы» понадобилось три с половиной заготовки тонкого домотканого льна. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов. Девичий венчальный костюм

Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи — «станина» сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое назначение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно, продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из многолепестковых цветков, плодов и листьев заимствовались крестьянками из узорников или приложений к журналу «Нива». По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность. Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине — встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на крючок. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края обшивки отмечены красной ситцевой бейкой. Добавлено через 8 минут

Костюм новобрачной

1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома.

Добавлено через 2 минуты

Костюм новобрачной

1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.

Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение. Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Конец XIX — начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

Достаточно большую часть русского населения, не принявшую церковную реформу патриарха Никона (середина XVII в.), называли старообрядцами или староверами. В старообрядчестве известно несколько течений, в рамках которых существовали и существуют поныне различные объединения — «согласия». У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей.

Южные губернии России

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха. На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.

Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно новом для нее качестве — женщины-жены. Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу. Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты. В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках». Наборная» понева, вид сзади Добавлено через 1 минуту Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.

Добавлено через 2 минуты

Женский свадебный костюм

Начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.

С сарафаном-шубкой молодая надевала кокошник, расшитый золотными нитями, состоящий из кички-волосника, собственно кокошника, позатыльня и шелкового платка. Состоятельные невесты к свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Для свадебной одежды этого региона характерны декоративность, контрастные, часто неожиданные сочетания цветов. Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветные полоски. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.

Источник https://floristic.ru/forum/showthread.php?t=3918&page=2

Прически и головные уборы

Прически и головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки не полностью закрывали волосы, они распускали их по плечам или заплетали в одну косу. При посещении церкви девушки покрывали головы платками.

Косник, XVII в.

По древней традиции девушки украшали косы накосниками (косниками) — лентами с богато орнаментированными концами или объемными фигурными привесками, чаще всего треугольной формы или в форме сердца. Они имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Косники расшивались золотными или серебряными нитями, жемчугом, бахромой и кружевом. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.

Повязка из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии начала XIX в. сшита в виде полосы красного ситца на твердой берестяной основе с длинными парчовыми лентами-завязками, продублированными хлопчатобумажной тканью. Для утяжеления в концы лент зашиты дощечки. Верхняя часть повязки и ленты скреплены металлическими крючками. Подобные повязки имели праздничное, а иногда и свадебное назначение. Просватанные девушки прикрепляли к повязке особую деталь — овальный натеменник, закрывавший волосы сверху». Повязку носили с шелковым сарафаном, батистовой рубахой и золотошвейной душегреей.

Повязка из Архангельской губернии XIX — начала XX в. представляет собой полосу шириной 23 см на твердой основе, обшитую позументом фабричного производства — «хазом» с очельем из фольги и многоярусной фестончатой поднизью, спускавшейся до бровей. Сзади к повязке могли крепиться с помощью броши широкие ленты розового муара.

На венчании девушкам не полагалось косу или распущенные волосы закрывать полностью. Головным убором служила повязка — «лента» в виде широкой полосы позумента с жемчужной или бисерной сеткой, пришитой по низу. В Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях иногда косу убирали под длинный белый вязаный колпак, носивший название «честного». Наиболее распространенными венчальными головными уборами на Русском Севере и в Приуралье были также «головодец», «венец», «конура», «челка». Они были обязательно с открытым верхом, имели дугообразную форму или изготавливались в виде широкого обруча, который украшал венок из искусственных цветов и лент. Богато расшитые узорами золотных нитей, украшенные жемчугом, перламутром, цветными гранеными стеклами, фольгой и канителью уборы напоминали сказочные драгоценные короны. Непременным атрибутом свадебного костюма являлась фата, или «дымка», — тончайшая шелковая ткань или шелковый платок, обшитые по краю бахромой, кружевом, лентой.

Эффектным дополнением служили серьги, кольца, ожерелья из жемчуга или бисера, янтарные бусы, приносившие, по народному поверью, счастье в будущей семейной жизни. В таком наряде невеста представала перед алтарем настоящей «молодой княгиней», как она величалась по свадебному чину.

Цена наряда была очень высокой даже для зажиточных крестьян, поэтому он рассматривался ими как весомая часть наследства, передаваясь из поколения в поколение. Известно, что стоимость некоторых свадебных головных уборов в XIX в. достигала трехсот рублей ассигнациями.

Кокошник, XVIII — начало XIX в., Тверская губ.

Важнейшим элементом свадьбы после венчания в церкви был ритуал надевания на голову — добрачной женского головного убора — «повивание», «окручивание», «принятие закона», «снятие покрова» (Архангельская, Зологодская, Вятская губ.). Девичья прическа менялась на женскую: коса расплеталась, волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались затем под закрытые головные уборы — кокошник, моршень, борушку, повойник, кику, сороку.

Так, в Слободском уезде Вятской губернии новобрачную после венчания уводили в чулан, где сваха и другие женщины «развивают плетень (косу) и крутят два плетня, т.е. плетут две косы, и когда надевают моршок, род чехлушки из парчи или шелковой материи, шитый золотом или серебром, то все участвовавшие в «свадебном» поезде на косы кладут деньги под моршок» Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок. Свадебный головной убор «сорока» из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.) Южные губернии России

как свадебный наряд до 1950-х годов

Платки. Борушка

Платок, обязательная часть русского костюма, широко использовался в свадебном обряде. В приданое входили различные по назначению платки как домашнего, так и фабричного изготовления. Богатым невестам Каргопольского уезда Олонецкой губернии в середине — второй половине XIX в. готовили несколько золотошвейных платков.

Традиция вышивания золотными или серебряными нитями имела в России многовековую историю. Платки изготавливались из тонкой белой хлопчатобумажной ткани и декорировались вышивкой в технике «прикреп» или тамбурным швом.

Платки. XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд

Под отдельные элементы узора для создания рельефа подкладывались желтые, в цвет золота, картон или бумага. Фигурные вазоны, фантазийные цветы, бутоны, изогнутые ветви, листья являлись органичными элементами крупных, хорошо скомпонованных узоров, располагавшихся в одном углу платка. Два других угла украшались небольшими вышитыми букетиками и веточками. Иногда по краю платка вышивалось имя владелицы. Платок мог носиться поверх кокошника, завершая свадебный или праздничный наряд олонецкой крестьянки.

Борушка (XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) — закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твердой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стеклами.

Женский свадебный головной убор

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

Старинные свадебные образы сегодня

Сейчас в моду возвращаются свадьбы в русском стиле. На них жених с невестой облачаются в народные костюмы, тем самым подчёркивая свою этническую принадлежность. Необязательно полностью повторять старинный образ — достаточно некоторых элементов, например, кокошника или узорчатого кафтана. Одежда может иметь и современный вид, но с элементами русской традиции — расшитые пояса, юбки, красные сапожки. Здесь всё зависит только от фантазии молодожёнов! Что такое фельпа в обуви? Как правильно хранить обувь: советы и рекомендации

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь. Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье. Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами. Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе. Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз. Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

Три платья для Золушки

Обычно нарядов у невесты было несколько. Один полагалось надеть на девичник, другой — до замужества, третий — после. Иногда платье, которое девушка надевала до венчания, делали черным. Оно символизировало смерть невесты для старой семьи и старой жизни. После венца новоиспеченную жену переодевали в яркий сарафан, обозначающий радость, с которой девушка вступает в новую жизнь. Самый лучший наряд предназначался для второго дня свадьбы, при этом часто выбирались темные, богатые оттенки. Вышивка на сарафане служила оберегом, так что узоры тщательно подбирались.

Свадебное платье традиционно было красного цвета. (culture.ru)

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

Аксессуары

Если вы остановили свой выбор на свадебном платье в русском стиле, нужно тщательно продумать все аксессуары. Украшения на шее либо на руках должны гармонично сочетаться с нарядом и подчеркивать, а не перебивать его стиль. Главное, не переборщить с украшениями и декором. Сделайте акцент на одном аксессуаре.

Мужской свадебный наряд

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

Наряды молодоженов и гостей

Основной антураж и декор свадьбы в славянском стиле создается именно характерными костюмами. Невесте желательно надеть традиционный белый сарафан с красными этническими узорами. Наряд можно сшить на заказ или взять напрокат. Если такой вариант не рассматривается, можно подобрать любое бело-красное свадебное платье в салоне. Допустимо также сочетание белоснежного и синего в наряде, тогда такие же оттенки должны присутствовать и в оформлении.

Туфли нужно подобрать красные, можно даже найти тканевые сапоги в старославянском стиле. Если свадьба будет проходить зимой, подойдут белые валенки с узором или без, а дополнить образ можно меховым полушубком, шапкой и муфтой. Осенью или весной, чтобы не было холодно, можно накинуть поверх платья цветной платок или шаль.

Прическа должна соответствовать антуражу, подойдут легкие, слегка небрежные укладки или распущенные локоны. На Руси девушки до замужества всегда носили одну косу, но в день свадьбы она расплеталась, и заплеталось уже две косы.

Фаты на славянской свадьбе нет, ее заменяют венком или кокошником либо оставляют голову непокрытой, украшая прическу заколкой, что больше соответствует современному стилю. По традиции после того, как произошла официальная роспись, девушка должна снять венок и передать его своей матери.

Букет невесты составляется из полевых цветов, ягод, колосьев, зелени и любых других даров природы. Он тоже должен быть выдержан в бело-красном цвете, но можно добавлять и другие яркие акценты. Стебли лучше перевязать прочной бечевкой, не применяя оберточную бумагу. На свадьбе в славянском стиле цветочная композиция невесты не бросается незамужним подружкам, а сохраняется в семье в виде гербария. Считается, что это способствует семейному счастью.

Жениху тоже нужно одеться подобающе. Для него есть два варианта цветовой палитры – полностью белоснежный наряд с этническим орнаментом или красно-черный с золотыми узорами.

Это обязательно должны быть шаровары и длинная рубашка, перевязанная кушаком, на ноги нужно надеть тканевые сапоги. Узоры на платье невесты и костюме жениха должны быть одинаковыми. Обычно орнамент составлялся из символов, принадлежащих разным богам, таким образом испрашивалось благословение и покровительство свыше.

Гости тоже должны быть в тематических нарядах, но для них допустимая палитра не ограничивается красным, белым и черным. В одежде можно использовать синий, зеленый, оранжевый и любые другие цвета, которые можно встретить в естественной природе. Девушкам не обязательно надевать платья в пол, длина может быть любой, главное, чтобы выдерживался общий стиль мероприятия. Мужчинам подойдут шаровары и рубахи, подвязанные кушаками.

История русского свадебного наряда

История свадебного платья на Руси исчисляется ни одним столетием. Раньше для невесты было обязательным иметь по несколько свадебных нарядов. Один мог предназначаться для увеселительных плясок, второй для торжества, третий для помолвки с суженым, а четвёртый естественно для самого важного, венчания.

Интересно было то, что невесты из дворян, пользовались такими же платьями, как и самые простые девушки из народа. Отличить их могли только ткани. Также примечательно отражает русскую историю свадебного платья необходимость самостоятельного пошива. Причём опять же не имело значения, кто выходит замуж. Даже купеческая дочь должна была собственноручно сшить его для себя.

Красное – так символично

Советую обратить внимание на красные модели, которые будут очень символичны, учитывая, что до конца XIX века это был обязательный цвет свадебного одеяния, тесно связанный с таким распространённым для того времени высказыванием, как «Красна девица».

Кому подойдут

Традиционного понятия кому подойдут свадебные платья не существует. Свадебное платье это обязательная атрибутика свадьбы. Это событие способное изменить жизнь. Она навсегда останется как в памяти, так и на фото и видео. Естественно, что любая невеста захочет выглядеть в этот день неотразимо.

Фасоны свадебных платьев весьма разнообразны. Каждый по-своему имеет определённые преимущества и варианты декора. Не стоит думать о свадебном платье как о единственном в своём роде. Разнообразить любое платье под русский вариант можно совершенно просто и непринужденно. Взять хотя бы к примеру, недавно вошедший в современный фасон годе. Стоит добавить к нему традиционную русскую накидку и любая невеста обретёт в нём неповторимую элегантность.

Или совместить такие варианты как традиционный французский прованс в обрамлении славянских кружев. Ни одна невеста не останется незамеченной в этом образе элегантности и романтики.

Традиционный русский сарафан. В былые годы каждая девушка была в нём эталоном красоты и скромности. Современная мода не оставила и наших девушек обделёнными вниманием. Образ свадебного платья таит в себе и простоту и обаяния русской души. Особенно к лицу русские сарафаны более полным девушкам и женщинам.

История свадбеного платья

Данный стиль один из популярных в России и Европе. Я думаю, каждый из нас его видел, а многие даже примеряли на себя.

В России фата так же имеет свою историю. Изначально на Руси это был расписной платок, который дополнял красоту свадебного наряда. Но это было не просто украшение, платок должен был защищать невесту от злых духов и дурного сглаза. С приходом христианской веры и с течением времён у фаты изменился цвет и материал, изменилась форма, но она всё так же сохраняет важную роль в церемонии бракосочетания. Фата при венчании носит сакральный смысл, сначала она символизирует невинность невесты и всё так же защищает ее от недобрых взглядов. По традиции до венчания или бракосочетания она закрывает лицо невесты, а после регистрации, уже в роли жены фату убирают с лица или меняют на более короткую. На некоторых свадьбах можно встретить сохранившийся обряд, когда после регистрации свекровь поднимает покров или снимает фату с девушки, ставшей теперь уже женой. Фату обязательно хранят дома, и после рождения ребенка она служит покровом для колыбели, защищая младенца от всех бед.

Но вернемся к самому свадебному платью. Традиция цвета свадебного платья тоже приходит к нам из прошлого. Однако привычный белый цвет платья появился не сразу. В Древней Руси свадебный наряд был красным и украшен различными орнаментами. Красный цвет символизировал красоту, плодовитость женщины. В некоторых регионах использовалось два наряда невесты, первый был простым, иногда допускался даже черный, он символизировал скромность и печаль ухода из семьи. А второй был «расписным», чаще всего красным или с обилием красного орнамента. Символизировал счастье и торжественность случая. В те времена его платьем еще назвать было нельзя, это была рубаха чаще всего светлая с вышивкой, поверх надевался красный сарафан. Рубаха от повседневной отличалась не только вышивкой, но и длинной рукава иногда их длина доходила до 2 метров, так как бытовало поверье, что жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. От повседневного наряда, конечно же, отличала богатая вышивка. Изначально невеста должна была украсить свой свадебный наряд сама. Но позже этим занимались профессиональные вышивальщицы. В наряде чаще всего использовались растительные орнаменты (цветы, листья, ягоды), а так же птицы. Птица считалась символом счастья.

Приготовление невесты к венцу. В.Феклистовъ 1848.

Женщина в белом платье считалась на Руси «Христовой невестой» и означало, что она готовится покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь. Позже в России оно будет означать чистоту и непорочность невесты. Повторный брак никогда не совершался в белом платье.

Позже в украшениях головы появляются кокошники. В XV веке свадебные наряды начали шить из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг!

кокошники

Маковский К.Я. Боярышня

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

После 1917 года венчание отменили, а регистрацию брака начали проводить в ЗАГСах. Для свадьбы молодые использовали обычную повседневную одежду. Только в 60-е гг. вновь начала возникать свадебная мода. Невесты могли купить простые модели свадебных платьев или заказать пошив свадебных платьев, но все они были примерно одинакового вида: прямые, с кружевами и рюшами, незамысловатого покроя. После того, как СССР распался, салоны свадебной моды быстро расширили ассортимент, так как красивые свадебные платья начали привозить из-за границы.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо. Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества. Эта традиция идет с древних времен и существует до наших дней.

Все же на протяжении XIX века силуэты свадебных платьев следовали веянием моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась всем по хрестоматийному полотну В. В. Пукирева «Неравный брак».

Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья. Упразднение корсета в начала XX века заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платье, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона. И снова удлиняется в 30х годах во времена великой депрессии, чтобы в эпоху хиппи опять стать подростково-коротким.

Модные тенденции

Мода традиционных русских нарядов плотно сидит в каждой русской душе. И пусть не каждая девушка готова примерить абсолютную копию старинного русского платья на свою свадьбу. Но внесённую минимальную нотку обаяния в виде вышивки в старинных мотивах или с использованием меха всё чаще удаётся встретить на свадебных торжествах.

Максимально характерная обувь к традиционному свадебному платью должна быть относительно скромной. Неплохо смотреться при таком наряде будут и балетки. Также вполне уместны при колорите современности и русских традиций красные слиперы.

Несмотря на рекомендации, главным основанием служит опять же фигура и фасон свадебного платья. При определённом образе довольно экстравагантно способны смотреться и достаточно высокие сапоги. Они создадут свой изысканный стиль для невесты.

Аксессуары и цветы

Любое свадебное платье, будь то современное со славянскими вариантами или традиционное русское, должно максимально сочетаться со всем праздничным образом.

В этом нашим милым невестам помогут различные аксессуары и цветы. Известно, что в русской традиции белый цвет на свадебных платьях не имел популярности. В современном же дополнении на белых свадебных платьях колорит добавляют яркие расцветки. Особенно уместными станут туфли красного цвета и яркий венец. Этот образ удивителен и красив в своём исполнении. Также стоит уделить внимание и фате. В этом случае, в соотношении со свадебным платьем должна быть создана полная противоположность. Например, чем скромнее и непринуждённее одеяние невесты то тем ярче и колоритнее смотрится фата. Невероятно уместной и уникальной может стать дополнением подвенечного платья и меховая накидка. Она добавит грации своей обладательнице и практичности.

Цветы вообще считаются идеальным декором, способными вписаться в абсолютно любой образ. С их помощью, можно подчеркнуть такие свойства как нежность, и самую естественную девичью скромность.

Учитываем статус

Выбирая свадебный образ, вы можете остановиться на крестьянском, купеческом или даже царском. Но при этом имейте в виду, что каждый имеет свои индивидуальные особенности. Для крестьянского подойдёт льняное или хлопковое платье а-силуэтного кроя (можно с завышенной линией талии) в виде красного сарафана поверх рубахи, на котором обязательно должна присутствовать вышивка: на подоле, манжетах, лифе либо воротнике.

В качестве же украшения на голову здесь идеальным вариантом станет венок из живых цветов, повязка либо обруч, украшенный камнями.

Чем покрыть голову?

Вообще, головные уборы имели в те времена очень большое значение и были неотъемлемым атрибутом женского образа. По одному их виду можно было определить замужем девушка или нет.

Если это открытый обруч или лента, то девушка не замужняя. А вот сороки, кички, кокошники и пр. головные уборы, покрывающие волосы, свидетельствовали о замужнем положении женщины.

У вас же, к примеру, есть прекрасная возможность с помощью «сороки-задерихи» (украшенной вышивкой и драгоценными камнями) превратиться в купчиху.

Или с помощью изящного венца — в царицу.

Не забудьте и о нарядном кокошнике, который поможет перенести вас в сказочный мир. Вспомните только красавицу царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане».

Возможно, вы захотите сделать его своими руками, тогда гляньте мастер-класс:

Чем разнообразить образ?

Что касается наряда, то чем знатнее статус невесты, тем больше на нём должно быть расшитых элементов. Здесь одним сарафаном уже не отделаешься. Желательно добавить вышитую золотыми нитками накидку в виде плаща или телогрейки, фату и, конечно же, венец.

С тем же успехом вы можете обыграть и такую запоминающуюся деталь костюма, как епанечка (нагрудная распашная одежда), выполняющую сразу две функции:

  • согревает;
  • украшает.

Особенно актуальна она в осенних и зимних регистрациях.

Главным атрибутом любого русского образа являются сапожки, в выборе расцветки которых лучше отдавать предпочтение красному варианту. Подобный акцент подчеркнёт стилевое наполнение лука и добавит ему изящества. В качестве причёски вы можете остановиться на заплетенной на бок косе либо, если у вас свадьба в стиле Рустик, тесно связанная с природными красотами, то на распущенных локонах.

Другими словами, если вы хотите полностью воссоздать славянский народный колорит XVII или конца XIX века, то подобный тон нужно будет задавать всему мероприятию. В том числе, и образам гостей.

Предлагаю видео свадьбы в подобном оформлении:

Фотосессия в народном стиле

Фотосессию лучше организовать на природе. Густой сосновый бор, березовая роща или зеленая лужайка станут лучшими декорациями. Зимой эффектные фото получатся на фоне заснеженных елей или красной рябины.

Прекрасно, если удастся отснять кадры с участием лошадей. Рядом с этими великолепными животными получаются нежные и романтичные фото.

Можно организовать фотосессию на фоне дореволюционных зданий, например, сохранившегося в хорошем состоянии купеческого дома или деревянного терема. Теплые кадры получатся у русской печи, а романтичные – на сеновале.

В качестве дополнительных аксессуаров для фотосессии используют народные музыкальные инструменты, кокошник, самовар с бубликами, матрешек, венки из полевых цветов.

Меню

Во время составления меню жениху и невесте нельзя экономить, ведь столы на русской свадьбе должны ломиться от угощений. На банкете не должно присутствовать никаких суши, роллов, пиццы и других иностранных блюд – только блюда классической русской кухни.

На первое подается запеченный с яблоками гусь, телятина на вертеле или поросенок. На закуску готовят:

  • икру красную и черную, но не баклажанную;
  • запеченную рыбу;
  • соленую сельдь с луком;
  • консервированные грибы;
  • соленья – огурцы и капусту.

Важно! Не представляется русское меню без традиционной выпечки – расстегаев с мясом, кулебяк с капустой, пирогов с ягодами и рыбой, плюшек. На следующий день угощают ухой по-царски или супом с грибочками.

Из прохладительных напитков прекрасно подойдут ягодные морсы, компоты из сухофруктов. На русской свадьбе не принято пить много алкоголя, поэтому в качестве спиртного достаточно несколько сортов медовухи домашнего производства, настойка или фруктовые наливки.

Торт

Альтернативой традиционному торту должен стать большой каравай, украшенный птицами и цветами из теста.

Если молодые считают свадебный торт обязательным атрибутом, его можно испечь в виде терема, матрешки или самовара. Его украшают стилизованными веточками березы, пшеничными колосьями, гроздьями рябины, цветками подсолнуха, а венчают – фигуркой двух лебедей.

Ссылка на основную публикацию
Похожее

Погружайтесь в мир безграничной гладкости и уверенности с нашей студией лазерной эпиляции!

+79104162888

[email protected]

Москва, м. Бабушкинская, ул. Коминтерна, д. 15