Елена Соловей: Звёздные роли, единственный брак и жизнь на чужбине яркой актрисы

Детство

Елена Яковлевна Соловей родилась в семье боевого офицера и медсестры. Ее отец, Яков Абрамович Соловей, был артиллеристом и участником Великой Отечественной войны. Мать, Зинаида Ивановна Шматова, оказывала медицинскую помощь в Советской зоне Германии.

Родители Елены встретились в городе Нойштерлиц в 1946 году. Место рождения будущей артистки всегда давало повод завистникам обсуждать ее национальность. Детские годы Соловей прошли в городе Красноярске. В 1959 году семья переехала в Москву. Девочку отдали в хорошую школу, где были созданы музыкальный и театральный кружки.

Маленькая Лена мечтала быть актрисой или учительницей. В одном из журналов Соловей увидела объявление о наборе в театральные классы, которые открылись при известном московском театре. Елена решила попробовать поступить, но ее не приняли.

Семья и выбор профессии

Родители Елены Яковлевны познакомились в 1945-м году. Оба находились в Германии. Отец осуществлял политическое наблюдение за военным командованием и личным составом. Мама работала в госпитале медсестрой.

После свадьбы они несколько лет провели в городе Нойштрелицк, где в феврале 1947 года на свет появилась дочь Лена. После возвращения в Россию семья поселилась в Красноярске. Именно там прошли детские годы Соловей.

image Елена Соловей в фильме «Цветы запоздалые», 1969 год

В конце 60-х Якова Абрамовича перевели в столицу. У Елены появилась возможность учиться в престижной музыкальной школе. Кроме этого, она записалась в драм. кружок и мечтала стать актрисой. Позже узнала о наборе в театральную студию и успешно прошла собеседование.

Получив аттестат подала документы в знаменитую Школу-студию МХАТ. Экзамены не удалось сдать успешно. Через год возобновила попытку и стала студенткой ВГИКА. Перенимала опыт у наставника Бориса Бабочкина.

Годы юности

После окончания школы Елена пыталась попасть в ряды студентов школы-студии МХАТ. На третьем туре она выбыла из конкурса. Однако неудачная попытка не сломила девушку: работала учителем музыки и через год вновь попробовала поступить в театральное учебное заведение.

Со второго раза ей удалось. В 1970 году Елена окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии по направлению «актерское мастерство». Училась у Бориса Андреевича Бабочкина.

Актриса Елена Соловей в юности

В отличие от сокурсников, Лена была скромной и спокойной. Ее не интересовали свидания и студенческие встречи после занятий. На кастинги она шла робко, иногда заставляла себя.

Начало карьеры

Когда другие добивались ролей в кино, к Елене они приходили сами. Ее кинематографическая карьера началась еще в студенческие годы. Первой ролью была дочь булочника в короткометражной ленте «В горах мое сердце». Через год Елена заполучила роль в картине «Правдоха».

Главные роли и яркие образы актрисе стали доставаться в конце 60-х. Она играла с такими именитыми артистами, как Юрий Яковлев и Олег Ефремов. У них она черпала многолетний профессиональный опыт.

Узнав о пробах в фильм «Семь невест ефрейтора Збруева» Виталия Мельникова, Соловей принесла режиссеру фотографии своих однокурсниц. Мельников был шокирован поведением молодой студентки и, оценив ее скромность, принял решение задействовать ее в фильме, утвердив на одну из ролей.

Начало карьеры актрисы Елены Соловей

Елена Соловей — В зале голубом ВГИК Елена окончила в 1970-ом. Иннокентий Смоктуновскийрекомендовал её в Малый театр, где для неё хотели ставить «Чайку», однако Соловей неожиданно для многих вышла замуж и уехала в Ленинград, откуда родом был её супруг. Там Елена устроилась на «Ленфильм», кроме того, играла на сцене театра Ленсовета.

Надо сказать, что первую роль на сцене этого театра она сыграла лишь 1983-ем году. Это был дуэт с Михаилом Боярским в постановке «Победительница». Актрисе казалось, что роль совершенно не смыкалась с ней, однако она играла её так, что зал замолкал, а сама Соловей чувствовала, что счастлива. Сцена раскрывала в ней то, что в самой себе Елена не знала, новые стороны её творческого начала. В театре Ленсовета у неё был громадный репертуар. Каждая постановка и роль рождала, по словам актрисы, в ней какое-то новое существо, что всегда было удивительно.

Она снялась в тот период в большом количестве картин: «Дети Ванюшина», «О любви», «Егор Булычев и другие» и др.

После ВГИКа

В 1970 году, после выпуска из ВГИКА, по рекомендации Иннокентия Смоктуновского актрису приняли в Малый театр. Под нее готовилась адаптация пьесы «Чайка», где актрисе досталась роль Нины Заречной, однако, Соловей уехала в Ленинград и бросила театр.

В 1971 году начинающая актриса подписала договор с киностудией Ленфильм, а в 1983 году стала участницей труппы в Академическом театре им. Ленсовета. В 1981 году, уже через десять лет после начала карьеры, Елена удостоилась звания Заслуженной артистки РСФСР.

В Ленинграде ее карьера быстро и успешно развивалась. Невзирая на то, что Соловей относилась к своей игре с критикой, зрители с восторгом наблюдали за ней на сцене в спектакле «Победительница» в дуэте с Михаилом Боярским.

В 1978 году Елене предложили роль Миледи в картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Актриса отказалась в пользу Никиты Михалкова, пригласившего ее на роль княгини Ольги в фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова».

Елена Соловей родилась 24 февраля 1947 года в семье военного офицера и медицинской сестры, спустя пару лет после окончания Великой Отечественной. Ее родители жили в оккупированном немецком городе Нойштрелиц, который по окончании войны отошел в сферу влияния Советского Союза. Через три года семья будущей актрисы вернулась в СССР. Первоначально они обосновались в Красноярске, а затем переехали в Москву. Подростковые годы Елена проводила на занятиях в различных кружках и в музыкальной школе. Загоревшись мечтой об актерской профессии, сразу после окончания старших классов она сдала вступительные экзамены во Всесоюзный государственный институт кинематографии, но вопреки надеждам не прошла конкурс. Весь последующий год Елена работала преподавателем музыки в одной из московских школ, а затем во второй раз подала документы во ВГИК. Новая попытка увенчалось успехом, и в 1966 году Соловей стала студенткой актерского факультета, мастерской под руководством Бориса Андреевича Бабочкина.

Уже через год после начала учебы Елену Соловей пригласили на съемки в короткометражную ленту «В горах мое сердце» режиссеров Рустама Хамдамова и Инессы Киселевой. Дебютантка предстала в образе дочери булочника. Затем последовало участие в другом короткометражном проекте под названием «Правдоха». К моменту окончания института актриса успела сняться в нескольких заметных фильмах, включая драму Юлии Солнцевой «Золотые ворота» и музыкальную картину Павла Арсенова «Король-олень». После выпуска из ВГИКа, свадьбы с художником Юрием Пугачом и переезда к нему в Ленинград актриса присоединилась к труппе Ленинградского академического театра им. Ленсовета, на сцене которого сыграла в нескольких популярных спектаклях. Продолжала Елена Яковлевна и свою карьеру в кино.

Настоящая известность пришла к актрисе в 1975 году, после выхода на экраны мелодрамы «Раба любви». Режиссер фильма Никита Михалков утвердил Соловей на главную роль Ольги Николаевны Вознесенской. В том же году Елена появилась еще в двух полнометражных лентах: «Шаг навстречу» и «Концерт для двух скрипок». Последующий десяток с лишним лет Соловей постоянно получала предложения на съемки. До 1991 года она сыграла почти в сорока фильмах, наиболее известными из которых стали драматическая лента Родиона Нахапетова «Враги», мелодрама Динары Асановой «Жена ушла», телевизионная комедия «Ищите женщину», картина «Лишний билет», фильм Владимира Бортко «Единожды солгав» и проект совместного производства СССР и Франции «Анна Карамазофф». Из-за развала Советского Союза и наступления в стране глобального кризиса отечественная киноиндустрия, равно как и вся экономика, пришла в упадок. Сделав нелегкий, но небезосновательный выбор в пользу семьи, актриса вместе с супругом решили пожертвовать карьерными амбициями и переехать в Америку ради достойной жизни своих детей. С тех пор Елена Соловей живет и работает в США. Здесь она преподает актерское мастерство и периодически снимается в кино, играя русских героинь.

Признание

Большой успех и славу ей принесла роль в картине Никиты Михалкова «Раба любви». В фильме Елена исполнила главную роль, играя вместе с Олегом Басилашвили и Юрием Богатыревым. Звездный состав превратил работу молодого, но известного режиссера Михалкова в настоящий шедевр.

Елена Соловей в кинофильме «Раба любви»

Изначально картину о Вере Холодной снимал Рустам Хамадамов с названием «Нечаянные радости». Съемки были приостановлены из-за разногласий постановщика и сценариста. Когда за работу взялся Михалков и полностью изменил текст, Елена согласилась не сразу: их видения роли не совпадали.

Ознакомившись с новым сценарием, она приняла решение участвовать в съемках. На общих условиях ей вновь пришлось пройти кастинг на роль. Картину снимали в Одессе при сильной жаре. Почти вся съемочная группа приехала семьями.

Сама Соловей признавалась, что никто из участников съемки не ожидал громкого успеха. Фильм был отмечен наградами различных кинофестивалей, в том числе международных.

Результаты совместной работы Соловей и Михалкова привели к еще одной картине «Неоконченная пьеса для механического пианино». На съемочную площадку актриса приехала из родильного дома вместе с новорожденным сыном. Фильм получил высокую оценку критиков и награду за лучший актерский состав на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

Соловей в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

У Елены Соловей не было любимых режиссеров. Но актриса всегда была благодарна Никите Михалкову за подаренные роли и опыт. Он отличался особой любовью ко всем артистам, несмотря на то, что именно Соловей называли его музой.

Признание критиков и зрителей

Елена Соловей в Америке

В начале 90-х из-за непростой ситуации в стране Соловей пришлось попрощаться с блистательной карьерой на Родине. В 1991 году Елена приняла решение переехать в Соединенные Штаты, не строив иллюзий относительно актерской деятельности. Жизнь раскололась на «до и после».

Первое время Елена была безработной. Долгие годы семью обеспечивал только муж Юрий, занимаясь резьбой по камню. Затем Соловей занялась преподаванием актерского мастерства. Некоторое время артистка выступала в труппе русского музыкального театра, в труппе Аллы Кигель на Брайтон-Бич.

Затем она работала на радиостанции в Нью-Джерси, где вела авторскую программу «Кулисы». Соловей организовала творческую мастерскую для русскоязычных детей «Этюд». Елена снималась в эпизодических ролях американских фильмов и сериалов, которые не сделали из нее известную актрису в Америке.

В 2000-х она снялась в масштабных голливудских проектах, известных на весь мир, среди которых «Клан Сопрано». Там она исполнила роль русской помощницы по дому по имени Бранка Либински. Актриса пыталась объяснить режиссеру, что в России не существует таких имен, но тот игнорировал замечание. Опыт игры в американской картине для Елены был полезным.

Режиссер русского происхождения Джеймс Грей несколько раз уговаривал актрису сняться в его фильмах. Изначально это была картина «Маленькая Одесса». Грею нужна была актриса, которая исполнит роль матери главного героя. Именно Соловей он видел в этом образе, но продюсеры настаивали на другой кандидатуре.

В Америке Елена играла эпизодические роли

Затем Джеймс Грей задумал фильм о польских эмигрантах и снова обратился к Елене. Совместная работа сложилась, правда, режиссеру пришлось переписать роль под актрису. По ее признанию, ей было некомфортно играть «тетку», ведь все ее героини были уточненными и нежными.

В 2007 году Соловей исполнила роль Калины Бужаевой в криминальной ленте «Хозяева ночи». Фильм посвящен борьбе правоохранительных органов и торговцев наркотиками. В 2013 году актриса снялась в роли второго плана в фильме «Роковая страсть». Картина вышла в свет на Каннском кинофестивале.

В 2021 году Елена приняла приглашение поучаствовать в съемках фильма «Затерянный город Z», где исполнила роль мадам Кумель.

Интервью

«Господи, как это замечательно — заниматься делом, за которое могут убить или даже посадить в тюрьму!» — восклицала героиня Елены Соловей в культовом фильме «Раба любви». Не только актерская, но и личная судьба этой актрисы, красивой женщины, верной жены и заботливой матери семейства тоже «про любовь» — к родителям, мужу, детям, профессии, ученикам и к самой жизни.

— За 24 года вашей актерской карьеры в Советском Союзе вы снялись в 56 картинах, в большинстве из них исполнили главную роль. Получается, что каждый год вы были заняты в съемках как минимум двух фильмов! И тем не менее на первом месте для вас всегда была семья. Вы даже поначалу отказывались сниматься в «Неоконченной пьесе для механического пианино», поскольку не хотели расставаться с маленьким сыном. Елена Соловей — настоящая еврейская мама?

— Знаете, я никогда не примеривала на себя этот эпитет. Мы все тогда были «продуктами» советской эпохи, но я всегда знала, что семья у меня смешанная: еврейский папа Яков Абрамович и русская мама Зинаида Ивановна. У нас была нормальная советская семья, и ничьи национальные особенности никогда не ставились во главу угла, это не было для нас важным. А вот кто была настоящая «еврейская мама», так это моя бабушка по отцовской линии. Я родилась в послевоенной Германии, отца потом распределили в Красноярск, а уже после мы приехали в Москву, где некоторое время жили у папиной мамы. Моя мама, которая обладала удивительным свойством со всеми дружить, наладила прекрасные отношения со свекровью и многому у нее научилась. Я помню умопомрачительную мамину фаршированную рыбу и вот эти орешки с медом, кажется, тейглах. Причем моя мама делала их лучше, чем бабушка. Вот, пожалуй, и все еврейское в моей жизни.

— Ваш отец ведь всю войну прошел? — Да, он прошел и Финскую войну, и Великую Отечественную — со своими «Катюшами» в составе артиллерийских войск прошел через Сталинград, Курскую Дугу и дошел до Берлина. Детство моего отца прошло в Белоруссии, в селе Кулешовка. Дед погиб рано, еще в гражданскую войну, папа его практически не знал, воспитывался у своих бабушки с дедушкой, а потом у тетки в Ленинграде. Папин дедушка был мельником, у него была своя мельница. А о своей бабушке отец всегда вспоминал, что у нее были большие руки: она, видимо, коров доила, вот руки и были натруженные. К сожалению, мы не очень часто на эту тему говорили. Знаю, что после войны папа никогда не хотел возвращаться в места своего детства, где жили его родственники. Наверное, потому что очень многие погибли и он не хотел об этом вспоминать.

— Насколько я знаю, последние годы жизни отец провел с вами в Америке.

— Да, и не только он, но еще и моя свекровь, и тетушка, которая недавно ушла из жизни, — они все очень достойно прожили свою старость здесь. Отношение в Америке к старикам, кем бы они ни были, уважительное и невероятно заботливое в самом практическом смысле этого слова. За это я всегда буду благодарна этой стране.

— Какое ваше самое яркое воспоминание из детства?

— Я благодарна своему детству, потому что неважно, сытое оно или голодное, богатое или бедное, — оно все равно остается очень счастливым временем. Даже если это военное детство. Если ты воспитываешься и живешь в хорошей семье, в которой все дружат и дети окружены любовью, то это самое главное для будущей жизни. Моя семья была такой. Мои родители любили нас, занимались нами. В Красноярске у меня была совершенно потрясающая школа, в которой был свой духовой оркестр, роскошный хор, мы даже ставили детские оперы и оперетты. Учителя устраивали праздники для детей прямо у себя дома. Я впервые узнала, что такое игра в шарады, от учительницы английского языка, которая в свою небольшую квартиру приглашала весь класс и устраивала какие-то бесконечные игры. Помню вкус молочного киселя, который подавался как угощение. Мои родители тоже часто собирали детей дома, устраивали кукольные театры, показывали диафильмы. Ведь кино тогда было мало, это позже появились и детские кинотеатры, и телевидение. А пока этого всего не было, родители вешали на стену белую простыню и крутили диафильмы. Это вообще особый вид искусства: закадровый голос, озвучивавший нам, малышне, титры, должен был быть таким, чтобы дети не только заинтересовались, но и что-нибудь запомнили. Это удивительный способ общения между детьми и родителями.

И все это в возрасте от 7 до 12 лет — этот период был невероятно насыщенным и, безусловно, оказал на меня особое влияние. Когда из Красноярска папа демобилизовался в Москву, у меня совершенно не было комплекса провинциальной девочки. Помню, как однажды прочла в журнале «Советский экран», что актер, сыгравший главную роль в фильме «Друг мой Колька», учится в детской театральной студии имени Станиславского. «Ой, хочу туда поступить!» — подумала я и помчалась на прослушивание. Даже не задумывалась о том, кому я там такая нужна, смешная девочка с косичками. Никаких комплексов не было! К удивлению всех окружающих, меня приняли. Вот это провинциальное ощущение самодостаточности, когда нет столичных претензий и комплексов, много раз помогало мне в самых разных жизненных ситуациях.

— Наверняка эта черта помогала и подбирать ключ к характерам ваших героинь, классических русских женщин?

— Вообще женское начало очень созидательное, притягательное, жертвенное… Можно еще много эпитетов перечислить, и, наверное, какой-то из них соответствует мне как актрисе и проявлялся в ролях, которые я сыграла. Кстати, я никогда не задумывалась о том, что вкладывать в образ, и совсем было не важно, русская моя героиня или нет. Но если уж говорить о русском характере, то есть актрисы, дивные и прекрасные, которые являются его, так скажем, квинтэссенцией — Наташа Гундарева, например, или актриса «Современника» Нина Дорошина, знаменитая Надежда из комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби».

— Каково было вам, знаменитой на весь Союз артистке, приехать в 1991-м в Штаты простой эмигранткой?

— Честно говоря, я об этом и не думала. Было так много проблем, которые надо было решать, что не хватало времени задумываться.

— То есть сцена и аплодисменты по ночам…

— … не снились! (смеется) На самом деле все это, конечно, довольно драматично. Но ведь решение было принято, и принято не просто так. Помню, однажды меня в Америке позвали на радио «Свобода», и какая-то дама за моей спиной удивленно сказала: «А ей-то чего там, в Союзе, не хватало?» Понимаете, если бы мне не хватало колбасы, тогда, наверное, у меня были бы метания. Но решение уехать было жизненно важным для моей семьи и детей, и, когда ты это понимаешь, колбаса отходит на второй план. Как раз колбаса у меня в Союзе была. И даже советские очереди меня не унижали: ведь мы все тогда жили с этим. Но, знаете, я думаю, мне было легче, чем молодым эмигрантам, которым нужно строить жизнь заново, реализовываться в новой стране. Во-первых, я для себя решила, что все, кончилась моя карьера, что я должна заботиться о семье, доме, внучке. Я теперь просто мать семейства, которая должна заниматься своими делами. Если возникала возможность принять участие в каком-нибудь проекте, я с удовольствием соглашалась. У меня была небольшая программка на радио, несколько ролей в кино, в русскоязычном театре, но я никогда не относилась к этой деятельности как к возможности возродить свою карьеру на новом месте. Кроме того, у меня есть муж, который с самого начала работал и взял на себя всю ответственность по обеспечению семьи.

— С мужем вы, кстати, познакомились еще во время работы над фильмом «Драма из старинной жизни», где Юрий Пугач был художником-декоратором. Что нужно, чтобы всю жизнь прожить с одним человеком?

— Не знаю. Терпение, наверное, да больше и ничего. Вы знаете, как говорят: браки совершаются на Небесах. Такая вот судьба: это просто случилось в моей жизни — и все. И совершенно нет никаких рецептов счастливой жизни. Просто бывает так, что все складывается.

— В одном из интервью вы признались, что до сих пор чувствуете себя в Америке чужой. Почему?

— Да, это так. Может быть, потому что я живу здесь в своей ракушке, окружающая жизнь не очень затрагивает меня. Самое главное — это мой круг, моя семья. Больше мне ничего не надо.

— Однако и в Штатах у вас был опыт участия в больших кинопроектах.

— Мой самый первый опыт был в сериале «Клан Сопрано», где я играла русскую помощницу по дому со странной фамилией (героиню Соловей звали Бранка Либински — прим. ред.). Когда я пыталась объяснить, что в России нет таких имен, режиссер только отмахивался: это, мол, неважно. Я с удовольствием играла свою роль. Запахи в павильонах были те же самые, что и в Союзе, и люди удивительно доброжелательные. Все работают очень много и продуктивно, как машины. Одно изменилось: благодаря новой технике режиссеры и операторы руководят съемочным процессом с пульта, поэтому не видишь родных глаз режиссера, всегда готового поддержать и направить. Сейчас, наверное, и в российском кино то же самое.

А потом появился режиссер Джеймс Грей, американец русского происхождения. Его бабушка и дедушка эмигрировали в Америку с Украины, и его все время тянуло к русским историям. Еще со времен своего первого фильма «Маленькая Одесса» он меня приглашал у себя сниматься. Ему нужна была актриса на роль мамы героя, и он с чисто американской прямолинейностью признался, что видит в этой роли меня, но продюсеры требуют Ванессу Редгрейв. Если, говорит, найдут деньги под нее, сниматься будет она, а если нет — возьмем тебя (смеется). Периодически он мне звонил и уверял: «Я тебя так люблю, ты обязательно будешь у меня сниматься!» Но каждый раз что-то не складывалось. Наконец он задумал картину о польских эмигрантах. Снова звонок и вопрос: «Ты говоришь по-польски?» Я отвечаю, что нет, конечно. А муж мне громким шепотом кричит в другое ухо: «Скажи, что выучишь!» Он вообще меня всю жизнь ко всему подталкивал. Сколько раз я к нему приходила: вот есть идея организовать русский театр или роль предлагают, а я не знаю, стоит ли соглашаться. «Если не ты, то кто?» — восклицал он, и я шла и пробовала. В общем, у нас с Греем получилась, наконец, совместная работа. Правда, ему пришлось переписать роль под меня. Я потом сказала ему в шутку: «Господи, я всю жизнь играла таких нежных и тонких женщин. А сейчас какие-то тетки! Обидно! Придумай для меня какую-нибудь роль, чтобы вернуть ту Елену Соловей!» Обещал придумать.

— Вы правда хотите вернуть себя прежнюю?

— У меня была такая история. Я читала где-то интервью очень дорогого мне человека, мнение которого для меня важно. И в тексте наткнулась на такую фразу: «Лена уехала, значит, умерла». Вы представляете, такое прочитать про себя! «Боже мой, зачем же он так написал? Это же ужасно! — подумала я тогда. — Нельзя такие вещи писать!» И не только потому, что слова материализуются. И только спустя определенное время я поняла, что хорошо, что он так написал. Ведь он человек творчества, человек искусства, и, раз он так чувствует, значит, я имею право родиться заново и быть теперь какой угодно.

— Частью этой новой жизни стала и творческая студия, где вы преподаете актерское мастерство.

— Можно сказать и так. Я сейчас много занимаюсь с детьми. Это совершенно удивительные существа. Особенно когда не только ты видишь, на что они способны, но и они сами тоже начинают это понимать. Правда, самое болезненное для меня — когда дети лет в 11-12 уже увлечены театром, но уходят заниматься другим. Занятия в нашей творческой студии ведутся на русском языке, а в жизни есть свои приоритеты. Будущая карьера этих детей напрямую зависит от того, насколько интенсивно они будут учиться. Мой «Этюд» существует уже 13 лет, и мне будет очень жалко, если эта история закончится.

— Казалось бы, где еще, как не в Нью-Йорке, с его многочисленными театральными площадками и киностудиями, можно найти себя в актерской профессии.

— С точки зрения самореализации профессия актера сложна везде, но советская система в определенном смысле была более дружественной. После театральных школ начинающих актеров непременно распределяли в какие-то театры, студии. Вся эта социалистическая система больше поддерживала человека в профессиональном плане . В Америке же, да и в России сегодня тоже, закончил колледж — и ищи работу, где хочешь. Это очень трудно, ведь это значит, что надо устраиваться официантом и параллельно бегать по бесконечным кастингам. Я бы не желала такого будущего детям.

— А что вы думаете о бродвейских шоу, которые одни прославляют как эталон театрального искусства, а другие отвергают как «попсу» и чистую коммерцию?

— Я не очень люблю эти разговоры о бездуховности американского искусства. Это далеко не так. Все бродвейские шоу поставлены с участием лучших профессионалов и имеют внушительные бюджеты. Тут нечего и говорить: весь мир черпает идеи именно оттуда. Но есть огромное количество маленьких театров off-broadway, off-off-broadway, которые рассчитаны на меньшее количество зрителей и не располагают такими большими средствами. И вот там можно встретить форму эдакой профессиональной самодеятельности, разношерстные коллективы, которые все время находятся в творческом поиске. Именно они и создают питательную среду, в которой потом выкристаллизовываются шедевры Бродвея.

— У вас был любимый режиссер?

— Все они были любимые. Моя любовь к режиссерам неразрывно связана с благодарностью за интересную работу, за тот опыт, который мне удавалось получить, за жизнь, которую я проживала вместе с ними. Я вообще счастливый человек и всем, с кем работала, очень благодарна. Благодарна Никите Сергеевичу Михалкову, который подарил мне опыт жизни с такими потрясающими партнерами. Вот видите, я все равно называю это «жизнью» — наверное, по-другому нельзя просто. Михалков отличался тем, что очень любил своих актеров. Ведь по большому счету актеры — те же дети, их надо любить. А если серьезно, актерская профессия очень тяжелая, в чем-то бесстыдная; она разлагает тебя, вынимает все, что у тебя есть, выставляет напоказ все хорошее и плохое. И кому ты можешь все рассказать, как не человеку, в чьей любви к себе ты не сомневаешься? Перед кем можешь, не боясь, обнажить самое нутро? Никита Сергеевич это очень тонко чувствовал и любил нас всех, не выделяя никого. Возможно, только на время одного проекта, но это нормально. Поэтому с ним ты был готов на любые откровения во время работы, знал и чувствовал, что тебя поймут и примут. И киногруппа у Михалкова всегда была потрясающая. Например, оператор Паша Лебешев, который тоже нас всех любил и снимал великолепно. Я всех своих режиссеров вспоминаю с одинаковым чувством: это были удивительные люди, которые богатство и глубину своего внутреннего мира привносили в работу, делились ими с актерами.

— Такое ощущение, что вы всегда были чужды закулисным играм, а роли будто сами вас находили.

— Закулисные игры, конечно, были, но я, признаюсь, была слишком наивна, чтобы в них участвовать. А роли, действительно, находили меня сами. Поэтому я и говорю, что моя судьба — это не пример. Просто я очень счастливый человек. Как говорят, нужно оказаться в нужное время в нужном месте. И то было мое время и мое место. Наверное, если зрители увидят меня в моей новой работе у Джеймса Грея, то воскликнут: «Боже мой, как она могла? После таких ролей играть какую-то тетку». Но и я уже сегодня другая. Только вот, знаете, душа остается прежней, просто, как на песчинку в морской ракушке, на нее наматываются новые слои. Внешний облик меняется, а суть одна и та же.

— Актерский талант — это дар свыше. За что еще вы благодарны Б-гу?

— Никогда об этом не говорила вслух… На самом деле, я благодарна Б-гу за то, что во мне течет кровь великого русского и великого еврейского народов. Есть некое провидение в том, что я умею чувствовать боль моих еврейских предков, хотя плохо знаю еврейскую культуру, не говорю на идиш. И так же остро я ощущаю и трагедию своих русских предков. Эта двойная боль, наверное, и составляет основу моего характера. Я мечтаю, когда отпадет необходимость заниматься суетным, заняться историей моих народов, чтобы глубже прочувствовать связь с ними. Мне кажется, это очень важно для человека, который прошел определенный этап жизни и готовится вступить в Вечность. Я к этому себя готовлю. Если же говорить просто о жизни, то я не перестаю благодарить Б-га за семью, мужа, детей — у всех них очень непростая жизнь, но они получили возможность заниматься тем, что им по-настоящему нравится. Благодарна за саму жизнь…

Наиболее популярные фильмы

В интервью актриса говорила, что предложенной роли она сопротивлялась, поскольку образы ей не нравились. Только в процессе работы начинала понимать, что сделала правильный выбор.

В течение первого десятилетия карьеры Соловей много снималась в кино. Среди фильмов с ее участием можно о, «Вам и не снилось…», «Ищите женщину», «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Различные роли талантливой актрисы Елены Соловей

Лучшие роли Елены Соловей

Елена Соловей сегодня снимается совсем немного

В начале девяностых годов Елена снялась лишь в трёх фильмах. Многие актёры тогда остались без работы. Её семья решилась на переезд в США.

Личная жизнь

В интервью актриса призналась, что до встречи с мужем она была часто влюблена в мужчин, с которыми не видела перспектив. Нравился режиссер Рустам Хамдамов, но их взаимоотношения могли развиваться только на расстоянии.

С будущим супругом Юрием Пугачом актриса познакомилась в 1971 году на съемках картины «Драма из старинной жизни». Юрий работал художником-постановщиком. После окончания работы над фильмом будущая жена переехала в Ленинград к Юрию, где они связали себя узами брака.

Муж актрисы скончался в 2021 году. С ним она прожила всю жизнь. В интервью Елена рассказывала, что не знает специальных рецептов счастья семейной жизни. Их брак совершился на небесах.

Дети, внуки и правнуки

Выбирая между семьей и карьерой, актриса сделала выбор в сторону первого. У Елены и Юрия родилось двое детей – дочь Ирина и сын Павел. Ради благополучия детей она решилась на эмиграцию, оставив популярность и работу в России.

Дочь занимается микробиологией. Она переехала в Германию вместе с мужем. У них родились дочери Софья и Аграфена и сын Федор. Сын живет в Америке с супругой и сыном Иваном и занимается микробиологией. Также у Елены есть правнук Леопольд.

Супруг Елены работал художником-постановщиком

Интересные факты из жизни Елены Соловей

С именем актрисы связаны интересные факты:

  • Несмотря на то что Елена Соловей родилась в Германии, она считает себя советской актрисой.
  • Первая роль Соловей, которую она исполнила в театральном кружке, была сова из оперы «Гуси-лебеди».
  • В 1976 году она подарила голос Памеле Виллорези, озвучив ее в фильме «Посвящается Стелле».
  • Елена Соловей – первая актриса Советского Союза, получившая награду на Каннском фестивале за второстепенную роль в картине «Факт».

Елена Соловей сегодня

В 2013 году у супруга Елены начались проблемы со здоровьем. Юрий Пугач был серьезно болен и нуждался в пересадке почки. Соловей искала донора по всему миру и была готова отдать свой орган ради спасения мужа. В 2021 году операция удачно состоялась.

В 2021 году вышел спецвыпуск передачи «Пусть говорят» с названием «Я бросила все ради мужа», в котором Соловей поделилась, как борется за жизнь супруга.

После смерти мужа в 2021 году Соловей вернулась в Россию. Артистка активно посещает программы Андрея Малахова и Бориса Корчевникова, где рассказывает о годах в эмиграции и творчестве за границей. Общение в соцсетях актриса считает ненужным.

Семья Елены Соловей. Актриса потеряла мужа в 2021 году

Ссылка на основную публикацию
Похожее

Погружайтесь в мир безграничной гладкости и уверенности с нашей студией лазерной эпиляции!

+79104162888

[email protected]

Москва, м. Бабушкинская, ул. Коминтерна, д. 15