Юрий Никулин: жизнь и любовь глазами клоуна. Часть III

Детство и юность

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове. Его семья тесно связана с театром: отец Владимир Андреевич учился на юриста, а по возвращении из армии устроился актером в театр, мать Лидия Ивановна тоже была актрисой театра. Примечательно, что родители Юрия были известны в городе как актеры-комедианты, что повлияло на дальнейшую судьбу мальчика.

В детстве, когда Юре было 4 года, семья переехала в Москву. Отец устроился корреспондентом в две местные газеты и стал сочинять репризы для театра и цирка. Владимир Андреевич часто брал сына с собой в цирк, где 5-летний Юра вдохновлялся атмосферой радости и веселья. Тогда будущий артист загорелся идеей веселить людей, вызывая на их лицах улыбки. Он вел жизнь обычного советского мальчишки, много времени гулял с друзьями, а иногда встревал в драки.

После седьмого класса многие дети ушли в спецшколы. Никулин мечтал поступить в военную спецшколу, куда пошел его друг, но родители посчитали, что этот вариант не подходит сыну с его веселым и бесшабашным характером. Тем не менее Юрию пришлось покинуть родную образцовую школу и перейти в учебное заведение по соседству, которое он окончил в 1939 году.

В молодости Никулина призвали в армию на 7 лет. В ноябре 1939 года Юрий Никулин ушел на фронт, он попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея защищала подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Когда началась Великая Отечественная, будущий актер воевал там же, недалеко от Ленинграда. В 1943 году заболел воспалением легких и был направлен в госпиталь в городе на Неве, а после выписки был контужен во время авианалета. Затем Никулина направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпино. Демобилизован в 1946 году в звании старшего сержанта.

Posted by Алла Ежеленко on Monday, October 12, 2020

Юрий Никулин в юности

В последний год службы артист занимался исключительно творческой самодеятельностью по приказу капитана: сначала он был тренером футбольной команды, однако после провальной игры освобожден от этой работы, позже занялся постановками и концертами.

Никулин решил поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографа. Он сделал фото и стал разучивать отрывки из произведений, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию. Однако на экзаменах Юрию сказали, что, несмотря на его талант и артистичность, он не подходит для кино. Такая же участь постигла артиста и в театральных институтах. Тогда Никулин был вынужден подать документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре.

Блокада

Юрий Никулин. 1940 год

Весной 1942 года, попав в Ленинград с заданием командования, я решил зайти к маминым родственникам.

Долго добирался пешком. Дошел до дома и на втором этаже на лестничной клетке увидел труп, на третьем тоже труп, но его кто-то прикрыл мешковиной. Поднявшись к родным, долго стучал в дверь. Наконец тоненьким голосом бабушка Леля спросила:

— Кто это?

Когда дверь открылась, я с трудом ее узнал-так она изменилась. Высохшая, с огромными печальными глазами, озябшими руками, она с трудом признала меня. У меня в сумке осталось немножко сухого гороха и граммов пятьдесят табака. Все это я отдал бабушке Леле.

— Ой, горох, — сказала она чуть слышно. — Я его долго буду есть.

Бабушка Леля рассказала, что троюродного

брата Бориса, того, который смеялся надо мной, доказывая, что войны не может быть, убили под Ленинградом, что дядя мой умер от голода, а тетка успела эвакуироваться.

Спустя месяц бабушка умерла.

Сложно и трудно было. Тем не менее к Новому году на дивизионном командном пункте мы дали концерт самодеятельности.

Не очень веселый концерт, но все-таки концерт!

Я конферировал, ребята читали стихи, пели под гитару, а пожилой дивизионный писарь развеселил всех, исполнив старую шансонетку «Вот я мастер часовой».

Цирк

Впервые Юрий Никулин вышел на манеж цирка 25 октября 1948 года вместе с Борисом Романовым для исполнения репризы «Натурщик и халтурщик».

В 1949 году Никулин стал клоуном цирка. Первое время он выступал в качестве ассистента популярного клоуна Карандаша, а позже стал работать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. Юрий Владимирович выступал на арене цирка более тридцати лет, совмещая работу со съемками в кино. В 1981 году его повысили до главного режиссера, а год спустя он занял место директора. Под его руководством Московский цирк процветал, для него было построено новое, более современное, здание. В стенах родного развлекательного заведения артист проработал около 50 лет.

Юмористический талант Никулина пригодился ему и на телевидении, где с 1993 года по 1997 год он был ведущим передачи «Клуб белый попугай» на телеканале ОРТ.

В 1996 году актер основал благотворительный фонд «Цирк и милосердие», целью которого была помощь молодым артистам цирка, а также артистам, которые посвятили всю свою жизнь развлечению людей.

Фильмы

В кино Юрий Никулин попал благодаря цирку. В 1958 году для съемок картины «Девушка с гитарой» режиссеру Александру Файнциммеру потребовался комедийный персонаж пиротехника, которого и сыграл талантливый цирковой артист. Несмотря на незначительность роли, актер пришелся зрителям по душе, они запомнили веселого и смешного парня. Это и стало решающим фактором в карьере Никулина. Ему предложили сыграть еще роли в фильмах «Неподдающиеся» и «Яша Топорков».

Талант актера заметили не только режиссеры кино, но и театральные руководители. Сам режиссер Эльдар Рязанов пригласил Юрия Никулина в свой «Малый Театр», но артист отказался, мотивируя тем, что начинать карьеру актера в 40 лет неразумно. Тем не менее Никулин продолжал играть в кино небольшие роли.

Следующая картина с его участием, короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс», стала для актера судьбоносной. Соглашаясь на съемки в образе Балбеса, Никулин и не подозревал, что эта роль сделает его знаменитым. Вышедшая в 1961 году лента была благосклонно принята зрителями и критиками, мгновенно став легендой. Картина получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Юрий Никулин стал звездой экрана, люди толпами шли в цирк, чтобы вновь насладиться игрой талантливого артиста. Подобный успех открыл двери в другие кинопроекты: комедию «Человек ниоткуда», а позже – серьезную ленту «Когда деревья были большими», где актер смог показать свои драматические таланты, отойдя от образа комедийного персонажа.

Не менее популярными были образы драматических, серьезных героев, которых актер воплощал в кино. В 1964 году на экраны вышел культовый фильм «Ко мне, Мухтар!» с Никулиным в роли младшего лейтенанта Глазычева. Чтобы достоверно сыграть роль, актер сопровождал милиционеров и наблюдал за их работой, он также часто бывал в питомнике, чтобы собаки, исполняющие роль Мухтара, привыкли к нему. Сразу же после выхода картина стала культовой, а кличка для пса – Мухтар – стала одной из самых популярных на территории Советского Союза.

В 1966 году фильмографию актера пополнил культовый фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Это история про студентку-красавицу Нину (Наталья Варлей), которая была похищена товарищем Сааховым (Владимир Этуш). Спасать девушку кинулся небезызвестный Шурик (Александр Демьяненко). Никулин исполнил одну из главных ролей. Он снова предстал в образе Балбеса, который так полюбился советскому зрителю.

В 1968 году свет увидела картина «Бриллиантовая рука» режиссера Леонида Гайдая, благодаря которому Никулин стал живой легендой советского кино. Сценарий и образ Семена Горбункова писали специально под Юрия Владимировича, в съемках также задействовали его жену и сына. И, несмотря на прохладные отзывы советских критиков, фильм был радушно принят зрителями.

В 1971 году Юрий Никулин сыграл с Евгением Евстигнеевым, Андреем Мироновым и Георгием Бурковым в еще одной всенародно любимой комедии «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова. По сюжету ленты не желающие уходить на пенсию друзья затевают «преступление века», чтобы сохранить работу.

Особняком стоят роли Никулина в фильмах о войне. Юрий Владимирович снялся в фильме «Они сражались на Родину» Сергея Бондарчука. Также Никулин сыграл военного журналиста Лопатина в картине «Двадцать дней без войны» режиссера Алексея Германа-старшего. Изначально руководство Госкино не желало приглашать на эту роль Юрия Никулина, что привело в ярость автора одноименной книги Константина Симонова, слово которого было значимым. Симонов заявил, что видит в этой роли только Никулина. Так Юрий Владимирович был утвержден.

В 2021 году на Первом канале вышел документальный фильм, посвященный любимому актеру «Великий смешной». В нем сын Юрия Владимировича Максим рассказал о событиях в биографии отца, о которых неизвестно широкой публике. Максим Юрьевич поведал, что многих смешных эпизодов из любимых комедий могло бы не быть, если бы не придуманные на ходу шутки отца. Таким образом родилась сцена «»Ты что, глухонемой что ли?» – «Да»» из всеми любимой комедии «Бриллиантовая рука».

Кстати, по словам сына, отношения в знаменитой троице – Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин – не были идеальными, поскольку более популярному Никулину немного завидовали. Подтверждением большей популярности Никулина служит тот факт, что Леонид Гайдай лишь его одного взял в «Бриллиантовую руку». В фильме Никулин сыграл с другими великими советскими актерами – Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. Более того, роль Семена Семеновича Горбункова писалась специально под Никулина, а сам режиссер ценил актера за импровизации и рождение шуток во время съемок.

Юрий Владимирович запомнился не только ролями в кино, но и песнями. Можно без преувеличения утверждать, что «Песню про зайцев», «Если б я был султан» и «Постой, паровоз…» знает вся страна. Также не утихают споры по поводу того, какой национальности был Юрий Никулин. Существует точка зрения, что Юрий Владимирович по причине своей внешности может быть евреем. В одном интервью он даже обмолвился, что однажды «отказался уезжать в Израиль».

Чем клоуны полезны для здоровья

Притягательность цирковой атмосферы я ощутил, когда впервые пошел с отцом за кулисы, в пахнущие навозом конюшни, и сам кормил лошадей. Наверное, тысяча детей подносили на ладошке ломтики моркови, купленной за пятачок (в цирке тогда продавали морковь зрителям), к теплым лошадиным губам и так же, как и я, испытывали восторг. Я это помню до сих пор. Как помню и мое разочарование, когда впервые увидел за кулисами клоуна.

Отец тогда уже писал для цирка. И как «свой», повел меня в антракте за таинственный красный занавес, отделяющий фойе от кулис.

Чтобы купить лимонад, мы зашли в закулисный буфет. И вдруг за маленьким столиком я впервые близко увидел живого клоуна. В рыжем парике, с большим красным носом, он сидел, склонившись над столом, и пил чай с баранками. Я ожидал, что сейчас произойдет что-то необычное, очень смешное. Может быть, он подбросит баранку и поймает ее ртом, может, еще что-нибудь сделает удивительное. А клоун деловито пил свой чай, и ничего не происходило. Я подошел к нему поближе, чтобы лучше увидеть и не прозевать, если что-нибудь все-таки будет происходить. И начал заранее смеяться. Клоун, посмотрев на меня строго, сказал:

— Чего смеешься? Иди, иди отсюда. Смущенный, я отошел.

— Папа, он меня прогнал, — пожаловался.

— И правильно сделал, — сказал отец. — Он же устал. Ему надо поесть. Он сейчас не клоун, не артист.

Никак не укладывалось у меня тогда в голове, что это клоун и в то же время не клоун. Я был уверен, что клоун всегда должен быть смешным.

Теперь, проработав более четверти века в цирке, я немало знаю о клоунах. И мне понятно возбуждение детей и взрослых, которые, подходя ко мне за кулисами или здороваясь издали, заранее начинают смеяться.

Помня свое разочарование в детстве, я стараюсь поддерживать репутацию клоунов и не остаюсь в долгу. Подмигнув или пощекотав живот какому-нибудь малышу, я продолжаю быть клоуном: пусть дети думают, что я всегда смешной. «Весело ли вам бывает, когда вы выступаете в цирке?»

Личная жизнь

С будущей женой Татьяной Покровской Юрий Владимирович познакомился в 1949 году во время цирковых репетиций. Никулин пригласил девушку на свое выступление, во время которого был травмирован. Татьяна очень переживала за самочувствие артиста и навещала его в больнице каждый день. Спустя полгода они сыграли свадьбу. Девушка также стала работать в цирке вместе с супругом.

С Татьяной Никулиной Юрий Владимирович прожил вплоть до своей смерти, в личной жизни он был счастлив. Однако в узких кругах ходили слухи, что актер изменяет супруге. В любовницы ему записали артистку цирка Викторию Виклюк.

Смерть

В 1997 году в старости у Юрия Владимировича проявились проблемы с сердцем, из-за чего была сделана операция. Однако после хирургического вмешательства у актера начались осложнения, а уже 21 августа того же года великий артист Советского Союза скончался. Причина смерти – послеоперационные кардиохирургические осложнения.

«Первый дом, где я родился, был маленьким, одноэтажным, деревянным, который стоял на берегу Каспли в городе Демидове. Я помню, как он стоял вросшим в землю».

В честь великого клоуна назван цирк на Цветном бульваре, в котором значительную часть жизни проработал Юрий Владимирович. Его директор – Максим Никулин.

Мертвая коробочка

Юрий Никулин на войне

Летом 1944 года мы остановились в городе Изборске. Под этим городом мы с группой разведчиков чуть не погибли. А получилось так. Ефим Лейбович, я и еще трое наших разведчиков ехали на полуторке. В машине — катушки с кабелем для связи и остальное наше боевое имущество. Немцы, как нам сказали, отсюда драпанули, и мы спокойно ехали по дороге. Правда, мы видели, что

по обочинам лежат люди и усиленно машут нам руками. Мы на них не обратили особого внимания. Въехали в одну деревню, остановились в центре и тут поняли: в деревне-то стоят немцы.

Винтовки наши лежат под катушками.

Чтобы их достать, нужно разгружать всю машину. Конечно, такое могли себе позволить только беспечные солдаты, какими мы и оказались. И мы видим, что немцы с автоматами бегут к нашей машине. Мы мигом спрыгнули с кузова и бегом в рожь.

Что нас спасло? Наверное, немцы тоже что-то не поняли: не могли же они допустить, что среди русских нашлось несколько идиотов, которые заехали к ним в деревню без оружия. Может быть, издали они приняли нас за своих, потому что один немец долго стоял на краю поля и все время кричал в нашу сторону:

— Ганс, Ганс!..

Лежим мы во ржи, а я, стараясь подавить дыхание, невольно рассматривая каких-то ползающих букашек, думаю: «Ах, как глупо я сейчас погибну…»

Но немцы вскоре ушли. Мы выждали некоторое время, вышли из ржаного поля, сели в машину, предварительно достав винтовки, и поехали обратно.

Почему наша машина не привлекла немцев, почему они не оставили засады — понять не могу. Наверное, оттого, что у них тогда была паника. Они все время отступали.

Нашли мы свою батарею, и комбат Шубников, увидя нас живыми, обрадовался.

— Я думал, вы все погибли, — сказал он. — Вас послали в деревню по ошибке, перепутали…

Так мне еще раз повезло.

А ведь неподалеку от нас во ржи лежали убитые наши ребята, пехотинцы. Мы потом, когда вернулись вместе с батареей, захоронили их. И только у двоих или троих нашли зашитые в брюки медальоны.

Николай Гусев называл их «мертвой коробочкой». Медальон был из пластмассы и завинчивался, чтобы внутрь не проникла вода. Такую коробочку выдали и мне. В ней лежал свернутый в трубочку кусок пергамента с надписью: «Никулин Ю. В. Год рождения 1921. Место жительства: Москва, Токмаков переулок, д. 15, кв. 1, группа крови 2-я».

Коробочки выдавали каждому. И часто только по ним и определяли личность убитого. Неприятно это чувствовать, что всегда у тебя медальон «мертвая коробочка». Вспомнишь, и сразу как-то тоскливо становится.

Фильмография

  • 1958 – «Девушка с гитарой»
  • 1961 – «Когда деревья были большими»
  • 1962 – «Деловые люди»
  • 1963 – «Большой фитиль»
  • 1964 – «Ко мне, Мухтар!»
  • 1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1966 – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 – «Бриллиантовая рука»
  • 1971 – «12 стульев»
  • 1971 – «Старики-разбойники»
  • 1972 – «Точка, точка, запятая…»
  • 1975 – «Они сражались за Родину»
  • 1976 – «Двадцать дней без войны»
  • 1983 – «Чучело»
  • 1991 – «Капитан Крокус»

Ссылка на основную публикацию
Похожее

Погружайтесь в мир безграничной гладкости и уверенности с нашей студией лазерной эпиляции!

+79104162888

[email protected]

Москва, м. Бабушкинская, ул. Коминтерна, д. 15