Ростислав Плятт — биография, фото, личная жизнь, фильмы, семья, причина смерти и последние новости

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Плятт.

Ростислав Плятт
Имя при рождении: Ростислав Иванович Плят
Профессия: актёр
Годы активности: 1927—1989
Театр:
  • Московская театр-студия
  • Театр имени Моссовета
Награды:

Ростисла́в Я́нович Плятт

(1908—1989) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1961)[1]. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Театральные работы 2.1 Московская театр-студия (1926—1936)
  • 2.2 Ростовский драматический театр имени Горького (1936—1938) 2.2.1 Театр имени Ленинского комсомола (1938—1941)
  • 2.2.2 Московский театр драмы (1941—1943)
  • 2.2.3 Театр имени Моссовета

3 Фильмография

    3.2 Телеспектакли3.3 Дублирование фильмов3.4 Озвучивание мультфильмов3.5 Радиопостановки4 Пластинки5 Библиография6 Признание и награды7 Примечания8 Литература9 Ссылки

    Биография

    image Ростислав Плятт родился в Ростове-на-Дону 30 ноября (13 декабря) 1908 года. Отец — известный ростовский адвокат Ян (Иван) Иосифович Плят, по происхождению «поляк, правда сильно обрусевший»[2]. Псевдоним Ростислав себе придумал сам, прибавив одну букву «т» фамилии и немного изменив отчество. Мать — Зинаида Павловна Закаменная — украинка, родом из Полтавы.

    Учился на драматических курсах под руководством Ю. А. Завадского, с 1927 года работал в его Театре-студии. В 1936 году вместе с театром переехал в Ростов-на-Дону, где работал в Театре имени М. Горького. В 1938—1941 годах, вернувшись в Москву, стал артистом Театра имени Ленинского комсомола, в 1941—1943 годах — Московского театра драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского), с 1943 года в Театре имени Моссовета.[1]

    Первый крупный успех на сцене имела роль Фон Ранкена, сыгранная в 1938 году на Ростовской сцене (спектакль «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева). Эта роль обнаружила склонность актёра к углублённому, психологически тонкому раскрытию характера. До этой роли Плятт был признанным комедийным актёром, создававшим образы с острым внешним рисунком и ярко подчёркнутой характерностью.[3]

    В кинематографе актёр начал свою работу с 1939 года. Первая роль холостяка

    в фильме «Подкидыш». Популярность Плятта была основана не только на ряде сценических и экранных работ, но и на человеческих качествах артиста, ставшего воплощением интеллигентности.

    Кроме работ в кино и в театре, актёр участвовал в дубляже фильмов. Ярослава Турылёва в своём интервью вспоминала, что многому научилась, работая с ним[4].

    Творчество Ростислава Плятта отличают интеллектуализм, дар внутреннего перевоплощения, ироничность, глубокое обаяние.[1]

    Член ВТО, СТД, СК СССР[5]

    Жил на Большой Бронной улице, 2/6, где в память об актёре установлена мемориальная доска[6].

    Ростислав Янович Плятт умер 30 июня 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10)[7].

    Ростислав Плятт: биография

    Ростислав Янович Плятт появился на свет 13 декабря 1908 г. в Ростове-на-Дону. Семья у него была интернациональной. Отец – известный в городе адвокат Иван Плят, выходец из Польши, мать — из Украины.

    Мама Ростислава страдала серьезным недугом легких. Несмотря на предпринятый переезд в Кисловодск, она скончалась, когда ему было семь лет. После этого вместе с отцом Ростислав перебрался в Москву.

    image Ростислав Плятт в молодости и детстве

    Театром мальчик увлекся еще в годы ученичества. В его школе был драмкружок, которым руководил прославленный артист В. Ф. Лебедев. Часто к ним приезжали выступать актеры студий МХАТа. Ростислав играл в ученических постановках и не пропускал спектакли любимого театра.

    Однажды знакомые артисты сами пришли в его дом – им понадобилось проконсультироваться по юридическому вопросу. Отец Ростислава помог им найти выход из судебной тяжбы, взамен мальчик получил возможность посещать все спектакли со служебного входа. По их рекомендации подающий надежды подросток был принят на театральные курсы, которыми руководил Ю. Завадский.

    Театральные работы

    Московская театр-студия (1926—1936)

    1. 1927 — «Простая вещь» (по рассказам Б. Лавренёва) — человек в пенсне и офицерик на вечеринке [1]
    2. 1928 — «Компас» — Гарри Компас
    3. «Нырятин» — Илюшка
    4. 1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу
    5. 1934 — «Волки и овцы» А. Островского — Мурзавецкий
    6. 1935 — «Школа неплательщиков» Л. Вернейля

    Ростовский драматический театр имени Горького (1936—1938)

    1. 1936 — «Любовь Яровая» К. Тренёва
    2. 1937 — «Стакан воды» Э. Скриба — Болинброк
    3. 1937 — «Горе от ума» А. Грибоедова — Сергей Сергеевич Скалозуб
    4. 1938 — «Дни нашей жизни» Л. Андреева; режиссёр П. Вульф — фон Ранкен
    5. «Разбойники» Ф. Шиллера — Шпигельберг

    Театр имени Ленинского комсомола (1938—1941)

    1. 1939 — «Нора» Г. Ибсена — Крогстад
    2. «Окна» — мойщик окон мистер Блэй
    3. 1941 — «Парень из нашего города» К. Симонова — Аркадий Бурмин

    Московский театр драмы (1941—1943)

    1. 1942 — «Русские люди» К. М. Симонова — Александр Васильевич Васин
    2. 1943 — «Москвичка» В Гусева — Медведев

    Театр имени Моссовета

    1. 1944 — «Тапёр» — тапёр Рублёв
    2. 1945 — «Стакан воды» Э. Скриба — Болинброк
    3. 1945 — «Чайка» А. П. Чехова — доктор Дорн
    4. 1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича — Нинкович
    5. 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смит
    6. 1948 — «Закон чести» А. П. Штейна — Добротворский
    7. 1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова; режиссёр Юрий Завадский — Афанасий Павлович Казарин
    8. 1952 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского — Раевич
    9. 1954 — «Сомов и другие» М. Горького — Яропегов
    10. 1955 — «Первая весна» — Фарзанов
    11. 1959 — «Нора» Г. Ибсена — Крогстад
    12. 1959 — «Миллион за улыбку» — Карташов
    13. 1960 — «Летом небо высокое» — Беркутов
    14. 1962 — «Бунт женщин» — Президент
    15. 1963 — «Милый лжец» Дж. Килти — Бернард Шоу
    16. 1963 — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — Цезарь
    17. 1965 — «Леший» А. Чехова — Войницкий
    18. 1969 — «Дальше — тишина…» Вина Дельмар (англ.)русск.; режиссёр Анатолий Эфрос — Барклей Купер[8]
    19. 1972 — «Поющие пески» — Лавренёв
    20. 1975 — «Возможны варианты» — Постоянно Действующий Персонаж
    21. 1976 — «На полпути к вершине» П. Устинова — генерал Фицбатресс
    22. 1977 — «Версия Штейна» — старорежимное лицо
    23. 1979 — «Тема с вариациями» — Дмитрий Николаевич
    24. 1980 — «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского — Фёдор Павлович Карамазов
    25. 1986 — «Последний посетитель» — Посетитель

    Мемория. Ростислав Плятт

    13 декабря 1908 года родился Ростислав Плятт, актер.

    Личное дело

    Ростислав Янович Плятт (1908-1989) родился в Ростове-на-Дону. Его отцом был известный ростовский адвокат Иван Иосифович Плят, обрусевший поляк. Мать — Зинаида Павловна Закаменная — была родом из Полтавы.

    В 1909 году по совету врачей Иван Плят перевез семью в Кисловодск, так как его жена страдала болезнью легких. Когда она умерла, отец в 1916 году переехал с сыном в Москву. Ростислав учился в Девятой школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.

    В 1926 поступил в театральную студию Ю. А. Завадского на Сретенке. В 1927 в Театре-студии под руководством Завадского состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Б. Лавренева), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке.

    В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды»), Скалозуба («Горе от ума») и др. По-настоящему крупный успех пришел к нему после роли Фон Ранена («Дни нашей жизни») – эта роль обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этого Плятт получил признание, в основном, как комедийный, эксцентрический актер.

    В 1938 Плятт вернулся в Москву. В 1938—1941 годах работал в Театре им. Ленинского комсомола. В 1941 году перешел в Московский театр драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского), в котором проработал всего два года. В 1943 году Плятт вернулся к Завадскому и уже до конца своих дней оставался верным Театру им. Моссовета.

    В 1961 году Плятту было присвоено звание «Народный артист СССР».

    В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, неудачно упав, сломал шейку бедра и стал с трудом ходить. Умер Ростислав Плятт 30 июня 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Ростислав Плятт

    Чем знаменит

    Ростислав Плятт – один из самых ярких и талантливых актеров советской эпохи. Известность в кино он получил, снявшись в роли холостяка в фильме «Подкидыш» и завхоза Бубенцова в фильме «Весна». А самой знаменитой его киноролью, безусловно, стала роль пастора Шлага в картине «Семнадцать мгновений весны».

    В кино Плятт сыграл немало обаятельных и добрых чудаков: извозчика Янека в «Мечте» (1941), холостяка в фильме «Слон и верёвочка» (1945), пассажира в «Первокласснице» (1948), господина Грина в «Убийстве на улице Данте» (1956), учёного Данкевича в фильме «Иду на грозу» (1965) и т.д. За свою жизнь снялся более чем в 50 фильмах.

    Однако большую часть своих ролей актер сыграл на театральной сцене, став одним из ведущих актеров театра имени Моссовета.

    Начав карьеру с комедийных, характерных ролей, со временем Плятт стал играть серьезные драматические роли — в «Шторме», «Волках и овцах», «Норе», «Чайке», «Лешем», «Маскараде», «Братьях Карамазовых» и других спектаклях.. Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера в пронзительном трогательном спектакле «Дальше – тишина» (1969), в котором он играл с Фаиной Раневской.

    О чем надо знать

    На протяжении всей своей творческой жизни Ростислав Плятт постоянно обращался к образу Бернарда Шоу, что отчасти было следствием их внешнего сходства. Впервые он сыграл драматурга в спектакле «Ученик дьявола» в 1933 году.

    Юрий Завадский, решив поставить «Ученика дьявола», ввел в пьесу образ самого автора, которого в оригинале не было и которого и должен был сыграть Плятт. Опасаясь, как бы автора не рассердила эта вольность, режиссер отправил ему описание спектакля и фотографии из него. В ответ от писателя пришло письмо, в котором он написал в своей ироничной манере, что Шоу в исполнении Плятта нравится ему гораздо больше, чем оригинал, хотя бы потому, что он явно моложе и здоровее.

    Позже в «Цезаре и Клеопатре» Плятт в образе Шоу начинал действие, а потом уже играл самого Цезаря. Но самый большой успех в роли писателя актёр имел в спектакле Г.В.Александрова «Милый лжец» (Д.Килти), в котором в паре с Любовью Орловой проживал историю удивительной любви, связавшей жизни великого драматурга и знаменитой актрисы П.Кэмпбел.

    В 1970-е годы на телевидении был подготовлен цикл передач «Театр Бернарда Шоу») в которых Шоу (Ростислав Плятт) беседовал с Литературоведом (А.А.Аникст).

    Прямая речь:

    «Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки — Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, — и начиналась тихая битва. Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского», — Ростислав Плятт

    «Плятт был идеальным актёром Ю.А.Завадского, соединяя в своём творчестве две актёрские школы – Е.Б.Вахтангова, с её стремлением к яркой театральности, изысканной иронии, и метод К.С.Станиславского, с его углублением в психологию персонажа. Плятт считался мастером перевоплощения, он с удовольствием придумывал своим персонажам самые невероятные обличья, и в то же время был необычайно выразителен в незамысловатых психологических сюжетах, как, например в чеховском «Тапере», вошедшем в спектакль «Пёстрые страницы», – грустной истории несостоявшегося таланта, погубленной жизни», — из биографии Плятта на сайте «Герои страны».

    «К искрометным качествам «души общества» в его натуре присутствовало еще одно, глубинное: он был удивительно добрым человеком, готовым придти на помощь, оказать поддержку и друзьям, и просто тем, кто к нему обращался со своей нуждой: одному поможет материально, другому «выбьет» жилье, устроит ребенка в детсад или добудет лекарство. Его авторитет нередко помогал театру. Плятта выпускали вперед, когда очередная премьера тормозилась по цензурным соображениям. Он звонил начальству и там чаще всего уступали; «Ну уж, если сам Плятт просит…» , — Борис Сударов. «Вы, батенька, сыграли в четверть Плятта…»

    5 фактов о Ростиславе Плятте

    • Ростислав Плятт сам придумал себе псевдоним, прибавив одну букву «т» к фамилии и изменив отчество на «Янович» — видимо, в память о своих польских корнях.
    • В кино Плятт дебютировал в эпизодической роли в картине «Ленин в 1918 году». Однако впоследствии небольшой эпизод, где Плятт сыграл некоего товарища Иванова, был вырезан, так как его собеседником Сталин. Поэтому официальным дебютом Плятта долгое время считался фильм «Подкидыш».
    • Ростислав Плятт был долгое время влюблен в Веру Марецкую — знаменитую актрису и супругу режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. После смерти Завадского, он предложил ей руку и сердце, но Марецкая отказала, сославшись на то, что ей уже «слишком поздно начинать новую семейную жизнь».
    • Звание Героя Социалистического Труда Ростислав Плятт получил меньше чем за полгода до смерти — 2 марта 1989 года.
    • В память об актёре на доме 2/6 по Большой Бронной улице, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

    Материалы о Ростиславе Плятте

    Борис Сударов. «Вы, батенька, сыграли в четверть Плятта…»

    Плятт, Ростислав Янович на сайте «Герои Страны»

    Передача о Ростиславе Плятте из цикла «Чтобы помнили»

    Фильмография

    Актёрские работы

    1. 1939 — Ленин в 1918 году — военспец
    2. 1939 — Подкидыш — холостяк
    3. 1940 — Ветер с востока — управляющий графини Матеуш
    4. 1941 — Мечта — Янек, извозчик
    5. 1941 — Сердца четырёх — профессор литературы (в титрах не указан)
    6. 1941 — Счастье
    7. 1941 — Парень из тайги
    8. 1944 — Зоя — немецкий солдат
    9. 1945 — Слон и верёвочка — сосед
    10. 1946 — Крейсер «Варяг» — командир английского крейсера
    11. 1947 — Весна — Василий Григорьевич Бубенцов
    12. 1947 — Свет над Россией — Оптимист (эпизод)
    13. 1947 — Сельская учительница — председатель экзаменационной комиссии в гимназии
    14. 1948 — Драгоценные зёрна — Илья Михайлович Грач, наборщик
    15. 1948 — Первоклассница — ботаник
    16. 1949 — Сталинградская битва — генерал Герман Гот
    17. 1950 — Заговор обречённых — генерал Бравура, командующий Юго-Западной пограничной зоны
    18. 1950 — Смелые люди — Фон Швальбе
    19. 1953 — Серебристая пыль — МакКеннеди, генерал
    20. 1956 — Безумный день — Дудкин
    21. 1956 — Убийство на улице Данте — Грин
    22. 1958 — Жених с того света — Семён Данилович Петухов
    23. 1960 — Беззащитное существо
    24. 1961 — Орлиный остров
    25. 1961 — История с пирожками (в составе альманаха «Совершенно серьёзно») — покупатель, съевший пирожки
    26. 1962 — Деловые люди — хозяин особняка
    27. 1962 — Коллеги — Дампфер
    28. 1962 — Монета — Том Бреккет, диспетчер гаража
    29. 1963 — Короткие истории — рассказчик
    30. 1964 — Лёгкая жизнь — Владимир Гаврилович Муромцев
    31. 1964 — Москва — Генуя — Менье
    32. 1965 — Дорога к морю — инженер-капитан 1 ранга
    33. 1965 — Иду на грозу — Данкевич, профессор
    34. 1968 — Ошибка резидента — Николай Николаевич Казин
    35. 1970 — Судьба резидента — Николай Николаевич Казин
    36. 1971 — 12 стульев — текст за кадром
    37. 1971 — Вся королевская рать — Ирвин, судья
    38. 1973 — Семнадцать мгновений весны — Фриц Шлаг, пастор
    39. 1974 — Авария — Цорн, прокурор
    40. 1975 — Ольга Сергеевна — Никифоров
    41. 1977 — Джентльмены, которым не повезло — от автора
    42. 1978 — Однофамилец — Лаптев
    43. 1979 — Активная зона — Иван Аркадьевич
    44. 1979 — Кто прав? Кто виноват? — Кавелин
    45. 1981 — На Гранатовых островах — Питер Калишер, сотрудник ЦРУ
    46. 1983 — Послесловие — Алексей Борисович
    47. 1987 — Визит к Минотавру — Николо Амати, скрипичный мастер

    Телеспектакли

    1. 1966 — Коллекция Капы — лектор
    2. 1966 — Лабиринт — прокурор
    3. 1967 — Гендель и гангстеры — Том Хэбблсуэйт
    4. 1969 — Провинциалка — Валериан Николаевич Любин, граф
    5. 1969 — Улица Ангела — от автора
    6. 1971 — Когда море смеётся — эпизод
    7. 1972 — Доктор Жуков, на выезд! — Нефёдов, врач
    8. 1972 — Золото, золото — сердце народное
    9. 1972 — Любимые страницы — Иудушка Головлёв
    10. 1972 — Шторм — Раевич
    11. 1974 — Преступление Сильвестра Бонара — Сильвестр Бонар
    12. 1976 — Бернард Шоу — Бернард Шоу / Сарториус / Эндрю Андершафт / Морелл / генерал Бэргойн / капитан Шотовер
    13. 1977 — Джентльмены, которым не повезло — от автора
    14. 1978 — Дальше — тишина… — Барклей Купер
    15. 1978 — Истцы и ответчики — Кавелин, председатель суда
    16. 1978 — На полпути к вершине — генерал Мэллэлье Фицбаттресс
    17. 1980 — Тайна Эдвина Друда — Грюджиус
    18. 1981 — Обыкновенные обстоятельства — Виктор Митрофанович
    19. 1983 — Чёрный гардемарин
    20. 1984 — Пчёлка — от автора
    21. 1985 — А.П. Чехов. Рассказы (моноспектакль)
    22. 1985 — Такой странный вечер в узком семейном кругу — Карел Жампах
    23. 1986 — Суд над судьями — судья Хейвуд

    Дублирование фильмов

    1. 1938 — Большой вальс — Хоуфбауэр (роль Хью Херберта)
    2. 1946 — Похождения Насреддина — вельможа (роль Саата Талипова)
    3. 1952 — Фанфан-Тюльпан — король Луи XV (роль Марселя Эррана)
    4. 1953 — Разбитые мечты / Les Amants de minuit — М. Пауль (роль Луи Сенье)
    5. 1954 — Представление состоится! / Circus bude! — Лишка, директор цирка (роль Ярослава Марвана)
    6. 1954 — Красное и чёрное / Le Rouge et le noir — судья (роль Жака Варенна)
    7. 1956 — Война и мир — граф Ростов (роль Барри Джонса)
    8. 1957 — Заноза — Андро (роль Акакия Кванталиани)
    9. 1959 — Так держать, медсестра! / Carry on Nurse — полковник (роль Уилфрида Хайд-Уайта)
    10. 1961 — Вестсайдская история — Док (роль Неда Глэсса)
    11. 1965 — Разиня — Антуан Марешаль (роль Бурвиля)
    12. 1967 — Укрощение строптивой — сеньор Баптиста (роль Майкла Хордерна)
    13. 1971 — Последний рейс «Альбатроса» — Иоганн Зандлер (роль Карлиса Себриса)
    14. 1974 — Возвращение высокого блондина — министр (роль Жана Буиза)
    15. 1975 — Ключи от рая — Бельский (роль Леонардаса Зельчюса)
    16. 1975 — Не упускай из виду — директор банка (роль Жана Мартена)

    Озвучивание мультфильмов

    1. 1950 — Когда зажигаются ёлки — Волк
    2. 1953 — Крашеный лис — Волк
    3. 1954 — Стрела улетает в сказку — Волк
    4. 1954 — Козёл-музыкант — Волк
    5. 1955 — Трубка и медведь — Волк
    6. 1955 — Снеговик-почтовик — Волк
    7. 1957 — Слово имеют куклы — От автора
    8. 1963 — Хочу быть отважным — Доктор
    9. 1965 — Лягушка-путешественница — От автора
    10. 1966 — Букет — От автора
    11. 1966 — Главный звёздный — Астроном
    12. 1974 — Как львёнок и черепаха пели песню — От автора
    13. 1977 — Тайна запечного сверчка — От автора
    14. 1981 — Алиса в Стране чудес — От автора
    15. 1982 — Алиса в Зазеркалье — От автора
    16. 1986 — Каменные музыканты — От автора

    Радиопостановки

    1. 1957 — Человек в кэбе. Тайна торфяных болот (Собака Баскервилей. Дойл Конан)
    2. 1965 — Волшебник Изумрудного города
    3. 1971 — Приключения Гекльберри Финна
    4. 1972 — Остров сокровищ (доктор Ливси)
    5. 1974 — Огниво
    6. 1975 — «Из дома вышел человек…» (по произведениям Даниила Хармса)
    7. 1978 — Большая докторская сказка
    8. 1978 — Белоснежка и семь гномов
    9. 1979 — Приключения Шерлока Холмса. Пляшущие человечки.
    10. 1981 — Эфиопские народные сказки
    11. 1982 — О том, как буря перевесила вывески.[9]
    12. 1983 — Приключения Шуры и Маруси
    13. 1984 — Волшебная лампа Аладдина
    14. 1945—1982 — Клуб знаменитых капитанов — Робинзон Крузо

    Признание и награды

    • Заслуженный артист РСФСР (27 января 1947)[5]
    • Народный артист РСФСР (19 апреля 1949)[10]
    • Народный артист СССР (4.04.1961)
    • Государственная премия СССР (1982) — за исполнение ролей в спектаклях последних лет на сцене МАДТ имени Моссовета
    • Герой Социалистического Труда (1989)
    • два ордена Ленина (1978, 1989)
    • орден Октябрьской Революции (28 июня 1982) — за заслуги в производстве советских фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны»
    • два ордена Трудового Красного Знамени (1949, 1968)
    • орден Дружбы народов (1983)
    • орден «Знак Почёта» (1947)
    • медали
    • Почётный ветеран завода (1973)
    • Почётный колхозник (1976).

    Роли в кино

    Дебют Плятта в кинематографе состоялся в возрасте 30 лет в трогательном фильме «Подкидыш». В нем он предстает перед зрителями ни как герой или злодей, а как беззащитный холостяк долговязого роста, совершенно оробевший перед незнакомой девчонкой.

    В этой небольшой роли доброго чудака он был настолько органичен, что всего в нескольких сценах сумел создать яркий запоминающийся персонаж, навсегда полюбившийся зрителям. На фото из этого фильма он запечатлен в образе деликатного интеллигента, который с тех пор не покидал Плятта никогда.

    image Ростислав Плятт в фильме “Подкидыш” | Кино-Театр

    Вершиной киноискусства для актера стала роль пастора в культовом телесериале «17 мгновений весны». Скромный и добрый пастор в исполнении Плятта стал первым позитивным кинообразом священнослужителя в стране Советов.

    Последняя работа в кино – роль скрипичного мастера Амати в телефильме «Визит к Минотавру». По глубине душевной мудрости и щедрости созданный актером персонаж превосходит всех остальных героев картины. Он становится не только учителем мастерства изготовления скрипок, но Мастером человеческой судьбы.

    image Ростислав Плятт в фильме “17 мгновений весны” | Кино-Театр

    На съемках этой ленты актер сломал шейку бедра. Свои сцены Плятт играл сидя, а от кинопавильона до машины Сергей Шакуров, который был его партнером по фильму, возил его в инвалидной коляске. Из-за полученной травмы в 80-е годы он стал реже играть в театре. Но исполнение заглавных ролей в двух последних спектаклях пользовались неизменным восторгом публики во многом благодаря блестящему исполнению мастера.

    Плятт принимал участие в большом количестве радиопостановок и телевизионных спектаклей, а также в озвучивании мультфильмов. Его голос воспринимался как родной всеми детьми советской эпохи. Помимо мультипликационных персонажей он звучал со множества детских грампластинок, где любимый актер читает рассказы и сказки. Был он и непревзойденным мастером дубляжа – его голосом говорят герои шедевров мировой киноклассики.

    image Ростислав Плятт в фильме “Сердца четырёх” | Кино-Театр

    В 1961 г. Ростиславу Плятту было присвоено звание Народного артиста СССР.

    Поклонников творчества Ростислава Плятта привлекают не только мастерски переданные им характерные персонажи. В неменьшей степени восхищает глубокое обаяние, тонкая ироничность и неизменная порядочность актера.

    Образ интеллигента, созданный актером в киногероях, отражал подлинную сущность Плятта как человека. Лучше всего это демонстрирует случай, рассказанный его знакомым Павлом Хомским, свидетелем которого он оказался случайно. Когда он был в гостях у Плятта, к нему пришел сотрудник ЦК и попросил подписать обращение с требованием о высылке Александра Солженицына за границу.

    image Ростислав Плятт в фильме «Визит к Минотавру» | Кино-Театр

    Плятт ничуть не смущаясь, заявил, что для получения компетентной информации он должен ознакомиться с запрещенными произведениями опального автора, и попросил чекиста привезти ему для прочтения «Архипелаг ГУЛАГ».

    «Если эта книга окажется действительно клеветнической, тогда я подпишу» — заявил он.

    Сотрудник исчез и никогда больше дома у него не появлялся.

    Примечания

    1. 1234 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 20. Плата — Проб. 1975. 608 стр., илл.; 21 л. илл. и карт.
    2. Плятт Р. Я., Поюровский Б. М. Без эпилога / Под ред. Б.М. Поюровского. — М.: Центрполиграф, 2000. — С. 13. — 312 с. — ISBN 5-227-00608-3.
    3. [www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/PLYATT_ROSTISLAV_YANOVICH.html Плятт, Ростислав Янович] // Энциклопедия «Кругосвет».
    4. [www.prodisney.ru/index.php?page=interview07.php Интервью с Ярославой Турылёвой] // Сайт о про-диснеевской анимации www.prodisney.ru : Интернет-сайт. — 2010.
    5. 12 [libinfo.org/index/index.php?id=115451 Плятт Ростислав Янович (1908—1989) — артист театра и кино]
    6. [www.peoples.ru/art/cinema/actor/plyatt/index1.html Биография Ростислава Плятта]
    7. [devichka.ru/nekropol/view/item/id/121/catid/1 Могила Р. Я. Плятта на Новодевичьем кладбище]
    8. Театр имени Моссовета. Составитель Валентин Маркович Школьников. М.: Искусство, 1985, 294 с илл.
    9. [www.staroeradio.ru/audio/13045 Андерсен Г — О том как буря перевесила вывески (чит. Р.Плятт) | Старое Радио]
    10. [actors.khv.ru/articles/plyatt.htm Ростислав Плятт]

    Литература

    • Зоркий А. Р. Плятт. М., 1970.
    • Шахов Г. Ростислав Плятт [: буклет]. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983.
    • Почивалов Л. Просто Плятт // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост. Л. И. Касьянова . М.: Искусство, 1988. С.203—218.
    • Ростислав Плятт: Без эпилога [: мемуары]. М.: Искусство, 1991. — 174 с.: илл. — ISBN 5-210-02350-8 (Серия: «Театральные мемуары»); М.: Центрполиграф, 2000. — 320 с. — ISBN 5-227-00608-3; Аст-пресс, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-462-00777-4
    • Ростислав Янович Плятт. Воспоминания друзей и коллег / Сост. Л. Ф. Лосев . — М.: Театр им. Моссовета; Материк, 1994. — 320 с.: ил. — ISBN 5-85646-014-6

    Театр

    Окончив курсы в 1927 г., он дебютировал в Театре-студии своего руководителя, где и сыграл первые роли. Интересной страницей биографии стал факт обретения сценического псевдонима. Юный Ростислав выдумал его сам, добавив к фамилии букву и изменив в отчестве имя отца Иван на польский аналог Ян.

    image Ростислав Плятт в театре | Kinombo

    В 1936 г. Плятт был вынужден вместе с театром перебраться в Ростов-на-Дону. Причиной послужила проводимая в СССР политика кадровой децентрализации, которая не обошла и труппу Завадского. Но будущий известный актер не сожалел об оставленной столице.

    По его воспоминаниям именно на провинциальных подмостках раскрылась новая грань его дарования. К неподражаемому комедийному амплуа добавилась возможность играть драматических персонажей, оттачивая многогранные черты своего призвания. Первый значительный успех в этом жанре принесла ему роль Фон Ранена в постановке «Дни нашей жизни». После нее критики заговорили о глубоком психологизме актера в раскрытии характера героя.

    image Ростислав Плятт и Любовь Орлова на сцене | ProfiLib

    Спустя два года Плятт возвратился в столицу и работал в Ленкоме, а с 1941 г. в театре Драмы.

    С 1943 г. его домом становится Театр им. Моссовета, который он не покидает практически до самой кончины. Более чем за сорокалетнюю службу актером сыграно свыше пятидесяти ролей в самых популярных постановках. Его сценическими партнерами стали неподражаемые Фаина Раневская и Вера Марецкая.

    image Ростислав Плятт и Фаина Раневская | Всемирная Россия

    Плятт был одним из немногих корифеев уходящей плеяды актеров, который мог выступать с Раневской на равных. Их творческий союз в одной сцене превращался в подлинное актерское действо. Наиболее полно удалось раскрыть неисчерпаемые возможности этого великого артистического дуэта режиссеру Александрову в фильме «Весна».

    Ссылки

    [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11220 Плятт, Ростислав Янович]. Сайт «Герои Страны».

    • Разумный В. А. [razumny.ru/plyatt.htm Воспоминания современника о Р. Я. Плятте]
    • [www.ruskino.ru/art/736 Ростислав Плятт на сайте «Рускино.ру»]
    • [www.mossoveta.ru/history/persons/plyatt/ История. Великие актёры. Ростислав Плятт на сайте государственного академического театра имени Моссовета]
    • [novodevichye.com/plyatt/ Могила актёра]
    • [rutube.ru/tracks/1332702.html?v=2533268baab5e749e402249b2f257e4e «Острова. Ростислав Плятт — Мудрец и клоун», документальный фильм к столетию актёра]

    Личная жизнь

    Семейные отношения складывались у Ростислава Плятта непросто. Первой женой стала актриса Нина Бутова, его партнерша по театру. После смерти супруги в 1978 г. актер женился на Людмиле Маратовой, преподавателе ГИТИСа. Детей у него в обоих браках не было.

    image Жены Плятта: Нина Бутова и Людмила Маратова

    Длительное время нежная дружба связывала Плятта с Верой Марецкой, супругой своего учителя Завадского. Однажды он осмелился сделать актрисе предложение, но та отказала ему, сославшись на свой немолодой возраст.

    image Ростислав Плятт и Юрий Никулин | FenixClub

    Близким другом для Плятта был Юрий Никулин, с которым они соседствовали по дому на М. Бронной. Вместе с ним он снялся в картине «Родственные души», повествующей о незадачливом квартирном воришке, который разговорился «по душам» с неожиданно проснувшимся хозяином.

    Умер Ростислав Плятт в 1989 г., похоронен в Новодевичьем некрополе.

    Отрывок, характеризующий Плятт, Ростислав Янович

    Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына. «Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был». Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал. Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее. – А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.) Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь. – Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся. – Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит! Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею. – Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе. – Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она. – Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы. – Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду. Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней. – Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот. Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой. Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки. – Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала. – Что с тобой, Маша? – Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала. – Получили от Андрея что нибудь? – сказала она. – Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно. – Так ничего? – Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении. – Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали. – Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m’aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.] – А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке. – Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.) – И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты. – Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания. – Non, c’est l’estomac… dites que c’est l’estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной. – Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя. Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка. – Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку. – Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует. – Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.) – Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет. Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое. Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату. – С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув. – Ах как я рада, няня. – Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту. В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет. – Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю. – Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал. Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам. Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком. Няня Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянской бабой молдаванкой, вместо бабушки. – Бог помилует, никогда дохтура не нужны, – говорила она. Вдруг порыв ветра налег на одну из выставленных рам комнаты (по воле князя всегда с жаворонками выставлялось по одной раме в каждой комнате) и, отбив плохо задвинутую задвижку, затрепал штофной гардиной, и пахнув холодом, снегом, задул свечу. Княжна Марья вздрогнула; няня, положив чулок, подошла к окну и высунувшись стала ловить откинутую раму. Холодный ветер трепал концами ее платка и седыми, выбившимися прядями волос. – Княжна, матушка, едут по прешпекту кто то! – сказала она, держа раму и не затворяя ее. – С фонарями, должно, дохтур… – Ах Боже мой! Слава Богу! – сказала княжна Марья, – надо пойти встретить его: он не знает по русски. Княжна Марья накинула шаль и побежала навстречу ехавшим. Когда она проходила переднюю, она в окно видела, что какой то экипаж и фонари стояли у подъезда. Она вышла на лестницу. На столбике перил стояла сальная свеча и текла от ветра. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечей в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Еще пониже, за поворотом, по лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в теплых сапогах. И какой то знакомый, как показалось княжне Марье, голос, говорил что то. – Слава Богу! – сказал голос. – А батюшка? – Почивать легли, – отвечал голос дворецкого Демьяна, бывшего уже внизу. Потом еще что то сказал голос, что то ответил Демьян, и шаги в теплых сапогах стали быстрее приближаться по невидному повороту лестницы. «Это Андрей! – подумала княжна Марья. Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», подумала она, и в ту же минуту, как она думала это, на площадке, на которой стоял официант со свечой, показались лицо и фигура князя Андрея в шубе с воротником, обсыпанным снегом. Да, это был он, но бледный и худой, и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру. – Вы не получили моего письма? – спросил он, и не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся, и с акушером, который вошел вслед за ним (он съехался с ним на последней станции), быстрыми шагами опять вошел на лестницу и опять обнял сестру. – Какая судьба! – проговорил он, – Маша милая – и, скинув шубу и сапоги, пошел на половину княгини. Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски, испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее. – Душенька моя, – сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. – Бог милостив. – Она вопросительно, детски укоризненно посмотрела на него. – Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже! – сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их. Муки вновь начались, и Марья Богдановна посоветовала князю Андрею выйти из комнаты. Акушер вошел в комнату. Князь Андрей вышел и, встретив княжну Марью, опять подошел к ней. Они шопотом заговорили, но всякую минуту разговор замолкал. Они ждали и прислушивались. – Allez, mon ami, [Иди, мой друг,] – сказала княжна Марья. Князь Андрей опять пошел к жене, и в соседней комнате сел дожидаясь. Какая то женщина вышла из ее комнаты с испуганным лицом и смутилась, увидав князя Андрея. Он закрыл лицо руками и просидел так несколько минут. Жалкие, беспомощно животные стоны слышались из за двери. Князь Андрей встал, подошел к двери и хотел отворить ее. Дверь держал кто то. – Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка. «Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны. Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок. Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо. Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее

    Погружайтесь в мир безграничной гладкости и уверенности с нашей студией лазерной эпиляции!

    +79104162888

    [email protected]

    Москва, м. Бабушкинская, ул. Коминтерна, д. 15