Анатолий Ромашин – биография, фото, личная жизнь, причина смерти, фильмография

Анатолий Ромашин: биография

Анатолий Владимирович Ромашин – советский актер, режиссер, педагог. Народный артист РСФСР.

image Актер Анатолий Ромашин

Анатолий Владимирович родился 1 января 1931 года в Ленинграде в семье рабочего Владимира Васильевича Ромашина и бывшей горничной Лидии Николаевны Оррен, эстонки по национальности. Через год у Ромашиных родился второй сын Владимир, который стал впоследствии оперным певцом. Во время войны семья некоторое время оставалась в блокадном городе

, мать с детьми успела отправиться в эвакуацию лишь с последним эшелоном по «Дороге жизни».

image Анатолий Ромашин и Светлана Немоляева

Окончив после войны школу, Анатолий ушел служить на три года во флот. В армии Ромашин дослужился до звания офицера. В 1954 году поступил в школу-студию МХАТ в мастерскую Виктора Станицына. Вместе с бывшим морским офицером на курсе учились Александр Лазарев, Альберт Филозов, Юрий Гребенщиков, Светлана Немоляева. В студенческие годы Ромашин играл характерных героев в пьесах классического и советского репертуара.

Долгожданный наследник

Вскоре в семье появился долгожданный ребенок. Сына назвали Дмитрием. Ромашин был безумно счастлив и буквально носил Юлию на руках. При этом он самостоятельно заботился о малыше и отгородил супругу от всех проблем. Он не брезговал менять пеленки, часто гулял с коляской и хотел прожить еще долго, чтобы воспитывать наследника.

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

Театр

В 1959 году Анатолий Ромашин был принят в труппу театра имени Маяковского, в котором прослужил с перерывами до 1992 года. На протяжении 25 лет Анатолий Владимирович играл ведущие роли в спектаклях «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского, «Свои люди — сочтемся!» А. Н. Островского, «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского, «Энергичные люди» В. М. Шукшина, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Бег» М. А. Булгакова.

image Анатолий Ромашин в спектакле «Византия»

Театральные заслуги Анатолия Ромашина были отмечены Государственной премией СССР, которую он получил в 1977 году. В возрасте 55 лет Анатолий Владимирович становится профессором Института кинематографии по специальности «актерское мастерство». Он воспитал ряд талантливых актеров, среди которых известность получили Эвклид Кюрдзидис, Алена Бабенко и др. В конце 80-х Анатолий Владимирович начинает выезжать в Голливуд для проведения мастер-классов. С 1992 года в течение 8 лет играл в Театре Луны в постановках «Фауст», «Ночь нежна», «Византия».

Фильмы

Творческая биография Анатолия Ромашина в кинематографе началась в 1958 году со съемок в военной драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», где актер сыграл роль ротмистра. Благодаря интеллигентной внешности, как видно на многочисленных фото Ромашина, артист получал в кинокартинах в основном роли военных или инженеров.

image Молодой Анатолий Ромашин в фильме «Ветер»

В 1963 году Ромашин перевоплотился в Ф. Дзержинского в ленте Генриха Габая «Именем революции». Через два года на экраны вышел фантастический фильм «Гиперболоид инженера Гарина», в котором главных героев сыграли Евгений Евстигнеев, Всеволод Сафонов, Михаил Астангов, Михаил Кузнецов. Анатолию Ромашину досталась роль доктора Вольфа.

Анатолий Ромашин в роли Феликса Дзержинского

В 70-е годы драматический талант Ромашина раскрывается в полной мере в боевике «Хроника ночи», военной драме «Совесть», историческом фильме «Агония», мелодраме «Дни хирурга Мишкина», военно-биографической драме «По волчьему следу». В 1977 году Анатолия Владимировича приглашает Сергей Михалков в экранизацию ранних чеховских рассказов «Неоконченная пьеса для механического пианино» на роль Герасима Кузьмича Петрина. Картина стала лауреатом нескольких престижных премий европейских кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Картахене, Белграде, Чикаго.

Анатолий Ромашин в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

В конце 70-х годов фильмография Анатолия Ромашина пополняется разножанровыми работами. Актер перевоплощается в друга Людвига Бетховена Франца Вегелера в картине «Жизнь Бетховена», в генерала Белой гвардии Врангеля в фильме «Маршал революции», в ученого Захара Великанова в драме «Соль земли», в полярника Гаранина в телефильме «Антарктическая повесть», в немецкого офицера из военной драмы «Где ты был, Одиссей?».

Анатолий Ромашин в фильме «Где ты был, Одиссей?»

В экранизации мольеровского «Мнимого больного» Анатолию Ромашину достается главная роль Беральда. Картина знаменита звездным актерским ансамблем, в который вошли Олег Ефремов, Наталья Гундарева, Галина Беляева, Татьяна Васильева, Ролан Быков, Станислав Садальский, Александр Ширвиндт. Музыку к фильму написал Алексей Рыбников. В очередном фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» режиссер пригласил Ромашина на озвучивание — читать текст от автора.

Анатолий Ромашин в фильме «Мнимый больной»

В 1982 году Анатолию Владимировичу присваивается звание Народного артиста РСФСР. За 80-е годы Ромашин сыграл в 50 кинолентах, таких как «Путь к медалям», «Две строчки мелким шрифтом», «Танкодром», «Твой брат Валентин», «Черный треугольник», «День рождения». В производственной драме «Пространство для маневра» Анатолий Ромашин перевоплотился в руководителя конструкторского бюро, талантливого инженера, а в социальной драме «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» наоборот сыграл коррупционера.

Анатолий Ромашин в фильме «Пространство для манёвра»

В драме Константина Худякова «Успех» Анатолий получает роль провинциального актера. Партнерами Ромашина по рабочей площадке становятся звезды советского кинематографа Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Лариса Удовиченко. Вслед за этим в детском фильме «Любимец публики» Анатолий Владимирович перевоплощается в клоуна. Появляется актер и в фильмах «Борис Годунов», «Чичерин», «Десять негритят», «Дубровский».

Анатолий Ромашин в фильме «Десять негритят»

В 90-е годы количество фильмов с участием Анатолия Ромашина уменьшается. Актер чаще появляется в ролях второго плана в лентах «Волкодав», «Желание любви», «Самозванцы», сыграв главного героя лишь в мистическом детективе Радомира Василевского «Грех». В 2008 году выходит фильм режиссера Александра Бородянского «Тени Фаберже», в основу которого легли сцены, отснятые режиссером Константином Худяковым, с Анатолием Ромашиным в главной роли.

РОМАШИН Анатолий Владимирович

01.01.1931, Ленинград – 08.09.2000, Пушкино Московской обл

Народный артист РСФСР (1982) Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Осуществление детской мечты

Анатолий Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде. В детстве мальчик был очень любознательным, увлекался литературой. Очень любил ходить вместе с родителями в театр. Театр для юного Толи Ромашина всегда был большим, ярким праздником. Но, почему–то, он считал его недоступным для себя.

Тем не менее, окончив школу, Ромашин сумел перебороть все страхи и сомнения и отправился в Москву, где с первого раза поступил в Школу-студию МХАТа. Там ему довелось учиться с будущими звездами отечественного театра и кино. Достаточно сказать, что в общежитии молодой Ромашин жил в одной комнате с Евгением Урбанским, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым.

Театр

Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году Анатолий Ромашин пришел в труппу Театра имени Маяковского. Уже в те годы в молодом актере чувствовалась порода, врожденный аристократизм. Эти качества, скажем прямо, подходили не для каждого театра. Попади Ромашин в какой другой, кто знает, как бы в дальнейшем сложилась его судьба. Но с «Маяковкой» он «угадал».

Со временем Анатолий Ромашин выдвинулся на первые роли. Что за звездная когорта тогда играла в театре! Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин… Актеры с большой буквы! Каждый из них – это целая эпоха в истории отечественного театра.

В Театре имени Маяковского Анатолий Ромашин проработал до 1984 года, создав большое количество незабываемых образов в постановках по произведениям Брехта и Достоевского, Булгакова и Радзинского. О нем говорили, как об умном, интеллектуальном актере. А еще, как об очень хорошем партнере. Их дуэт с Евгением Лазаревым неизменно вызывал овацию публики. За театральные работы Анатолий Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России, но самое главное, это огромная зрительская любовь, которая его всегда сопровождала.

В 1990 году Анатолий Ромашин вернулся в театр Маяковского и еще в течение двух лет радовал зрителей своими работами. Одна из последних и, пожалуй, одна из лучших его ролей — Клим Самгин в постановке Андрея Гончарова «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.

В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского Театра Луны, в спектаклях «Фауст», «Византия», «Ночь нежна».

Кино. Первые роли

Свою первую роль в кино Анатолий Ромашин исполнил в 1959 году в фильме «Ветер» кинорежиссера Владимира Наумова. С блестящего дебюта в этой картине актер стал подниматься к вершинам своей творческой биографии. Кстати, какое совпадение — его последняя киноработа также была в фильме у Наумова «Мадонна на асфальте»: оставалось доснять всего дней семь-восемь.

Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но, по иронии судьбы, одной из ранних работ актера стала роль Феликса Дзержинского в фильме «Именем революции» (1963). В целом же, вплоть до начала 70-х кинематограф не мог в полной мере раскрыть таланта Ромашина. К счастью, пути актера пересеклись замечательным режиссером Элемом Климовым.

Николай II

Разве нормальный человек мог в середине шестидесятых не то чтобы снять, даже помыслить снять исторический фильм о Распутине и о последнем русском царе вне контекста официальной точки зрения? Да еще приурочить его к 50-летию Октябрьской революции? Таким «нормальным» оказался режиссер Элим Климов. Он создал воистину бессмертную драму «Агония». Распутина в ней сыграл Алексей Петренко, и это одна из лучших ролей в его репертуаре. А Анатолий Ромашин блистательно создал образ царя — отнюдь не кровавого злодея, а страдающего отца, любящего семьянина и безвольного, внушаемого человека, неспособного справиться с народной стихией. Николай II у Ромашина – бесконечно несчастный и одинокий человек. Он пытается укрыться за кулисами истории, но та безжалостно выталкивает его на авансцену, делая последнего русского царя невольным участником распада и заката целой эпохи.

Именно в этой роли наиболее полно проявился мощный актерский дар Анатолия Ромашина. Но картину ждала печальная участь. В 1975 году она получила разрешительное удостоверение и даже вышла в прокат, но уже вскоре ленту запретили. «Агония» пролежала «на полке» до самой перестройки. Вновь зрители смогли увидеть ее лишь в 1985 году, к тому же переделанную…

Широта таланта

Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был колоссален. Он мог играть в картине любого жанра — как в гротескной, так и в лирической. В 1974 году актер удачно сыграл в детективном телесериале Юрия Кавтарадзе «Совесть» о разоблачении военного преступника, долгие годы скрывавшегося под чужим именем. Затем была не менее удачная роль простого врача районной больницы, беспредельно преданного своей профессии, в телесериале режиссера Вадима Зобина «Дни хирурга Мишина» (1976). В 1978 году режиссер Анатолий Васильев пригласил актера в свою ретро – мелодраму «Фотографии на стене» на роль отца, сыном которого был герой Дмитрия Харатьяна. С тех пор Анатолий Владимирович при встречах обращался к Харатьяну только: «Здравствуй, сынок».

Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформировались, создавая образы, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, поэтому ему бесподобно удавались роли в экранизациях российской классики, как, например, Герасим Кузьмич Петрин в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977).

Большое количество интересных работ было создано актером в 80-е годы. Это: — генерал-майор Нефедов в героико-патриотической кинодилогии «Ответный ход» (1981) режиссера Михаила Туманишвили, Александр Демьянович в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983) Сергея Никоненко, Сергей Кузьмич Курихин в криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» (1983), доктор Аристонг в детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987).

Блистательно актер проявил себя в исторических кинолентах: в биографическом фильме «Чичерин» (1986), о первом наркоме иностранных дел Советского государства, дипломате Г.В.Чичерине; в драме «Борис Годунов» (1986) по одноименной драме А.С.Пушкина режиссера Сергея Бондарчука; в картине по литературным материалам Эразма-Мелик Карамяна режиссера Юрия Ерзинкяна «Пять писем прощания» (1987).

В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную драму «Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа.

Все эти годы актер с большим успехом работал на радио, читая поэтические произведения Гейне, Верхарна, Огарева, Кирсанова, страницы романа Тургенева «Накануне», «Записки на манжетах» Булгакова, рассказы Бондарева. Этот опыт пригодился Ромашину в картине Сергея Овчарова «Оно», где звучит его закадровый голос, мягкий и проникновенный.

Кино в последние годы жизни

К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Но именно в этот период в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные актеры вдруг оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий. Это было не его кино.

Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала многосерийная лента «Романовы – венценосная семья». Остается только сожалеть о колоссальной творческой невостребованности выдающегося актера.

Личная жизнь

У Анатолия Владимировича была бурная жизнь, он много любил и был человеком страстным. В его жизни было три официальных жены и пять браков. Спросите – как это? Просто на второй своей жене он женился три раза!

Последней избранницей Анатолия Ромашина стала студентка театрального института Юлия. Они познакомились в Киеве, куда Анатолий Владимирович приехал на съемки фильма «Этюды о Врубеле». Девушке тогда было 18 лет, а маститому актеру уже минуло 58. Но разница в возрасте не помешала Ромашину влюбиться, как простому мальчишке. Влюбиться окончательно и бесповоротно. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием.

Юля переехала в Москву, где окончила Щукинское училище. А в 1997 году у супругов родился сын Митя. В 66 лет! Эти не каждый может похвастаться. Элем Климов, глядя на Митю, сказал тогда Ромашину: «Митя — это твое лучшее произведение».

На вопрос, сколько же у него всего детей, Анатолий Ромашин говорил: «По совокупности у меня трое детей», а потом, шутя, добавлял: «Это официально. Но есть французская поговорка: «Мужчина, проходя мимо ребенка, погладь его по голове. Не исключена возможность, что это твой ребенок».

Трагедия

Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться.

Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему–то грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля «Орленок», который проходил в Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное Пушкино и там, в порыве хозяйственного усердия и «для разминки» решил спилить старое ненужное дерево. Оно, по загадочным законам земного притяжения, рухнуло прямо на него. Смерть наступила мгновенно…

Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к этому событию в Театре Луны готовили спектакль «Метеор», в котором он должен был играть главную роль. Всего этого не случилось…

Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же слышал и поэтому и был в последнее время такой грустный.

Татьяна Новитченская, Игорь BIN

Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медиа-Сервис-2000»); Ксения Ларина, «Памяти Анатолия Ромашина», 12.08.2000, https://fro196.narod.ru; Иван Сас, «Не стало Анатолия Ромашина», газета «Сегодня», август, 2000, https://www.segodnya.ru; «У меня все еще впереди», — говорил Анатолий Ромашин», «Московский комсомолец», 12.08.2000 Мария Борисова, «Несчастная любовь Юли Ромашиной», «Экспресс-газета», октябрь 2004 г; Наталья Ртищева, «Анатолий Ромашин: меня спросили, сколько мне осталось…», «Московский комсомолец», 13.08.2000.; «Погиб Анатолий Ромашин», «Новая газета», 10.08.2000; Анатолий Ромашин, https://baraban.ua; Людмила Грабенко, «Анатолий Ромашин: «Все мы уже похожи на человечков на веревочках», 18.12.1998, https://www.day.kiev.ua

Режиссура

В 1989 году Анатолий Владимирович впервые решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, сняв картину «Без надежды надеюсь». До этого у артиста был опыт совместных театральных постановок: с режиссером Андреем Александровичем Гончаровым он работал над спектаклями «Венсеремос, или Интервью в Буэнос-Айресе» и «Жизнь Клима Самгина».

Анатолий Ромашин в последние годы

В собственном фильме Ромашин поднимает социальные и нравственные вопросы, остро стоящие в современном мире. Равнодушие и человекоугодие соотечественников поражают главного героя, которого сыграл сам постановщик.

Личная жизнь

Личная жизнь актера сложилась непросто. Анатолий Ромашин был женат пять раз, но жен у актера было всего три. Первый раз официальные отношения артист оформил с Галиной, студенткой экономического института, от которой у него родилась первая дочь Татьяна, в будущем руководитель телеканала.

Анатолий Ромашин с женой Галиной

Второй супругой актера стала коллега по цеху Маргарита, испанка по национальности. С ней Анатолий Владимирович заключал брак три раза. В результате сложных отношений родилась вторая дочь Мария.

Анатолий Ромашин с женой Юлией и сыном

Третий раз Ромашин женился в 58-летнем возрасте на киевлянке Юлии Ивановой, которой на тот момент было всего 18 лет. Девушка училась в театральном училище и вскоре стала актрисой. В 1997 году Юлия подарила супругу третьего из детей – сына Дмитрия Ромашина.

Счастливый случай

Юлия Иванова совершенно не желала становиться актрисой и не грезила о сценических подмостках. В юности она подумывала над тем, чтобы стать следователем, а может быть и педагогом. Но девушка посещала театральную студию и иногда представляла себя на сцене.

Однако, как это часто бывает в жизни, счастливый случай вмешался в судьбу Юлии. Она сама родом из Киева и во время прогулки с друзьями случайно познакомилась с человеком из киноиндустрии. Незнакомец находился в поиске кандидаток для съемок фильма «Провинциальная история». Конечно, в реальность происходящего девушка сначала не поверила и решила, что молодой человек таким образом знакомится. Однако узнав, что проект вполне реальный, поняла, что вытянула счастливый билет и может стать знаменитой. Так вместо того, чтобы расследовать уголовные дела или вести педагогическую деятельность, Юлия стала актрисой.

Смерть

Смерть актера произошла неожиданно. Анатолий Ромашин был полон сил и преподавал у студентов кинематографического института. На даче в Подмосковье актер выстроил настоящую сцену прямо на участке. 8 августа 2000 года преподаватель ожидал группу студентов, которые собирались приехать к нему на репетицию.

Могила Анатолия Ромашина на Ваганьковском кладбище

Придомовую композицию портила только старая высокая сосна. Хозяин решил спилить дерево, и во время работы сухостой повалился на актера. Причиной смерти Анатолия Ромашина стали многочисленные переломы и черепно-мозговая травма. Похороны состоялись на третий день на Ваганьковском кладбище после гражданской панихиды в Доме Кино.

Охотница за деньгами?

Конечно, общество взорвалось, когда узнало о таком неравном браке. Юлию обвиняли в корысти и считали, что она решила устроить свою жизнь и карьеру за счет популярного и знаменитого супруга. К тому же поползли слухи о том, что жена станет явной наследницей всех накоплений Анатолия.

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

Женские джинсы: прежде чем их купить, нужно обратить внимание на одну деталь

Фильмография

  • «Ветер» — 1958
  • «Гиперболоид инженера Гарина» — 1965
  • «Агония» — 1974
  • «Соль земли» — 1978
  • «Мнимый больной» — 1980
  • «Пространство для маневра» — 1982
  • «Успех» — 1984
  • «Столкновение» — 1984
  • «Дорога к себе» — 1984
  • «Грубая посадка» — 1985
  • «Борис Годунов» — 1986
  • «Чичерин» — 1986
  • «Десять негритят» — 1987
  • «Этюды о Врубеле» — 1989
  • «Грех» — 1992
  • «Тени Фаберже» — 2008

Ссылка на основную публикацию
Похожее

Погружайтесь в мир безграничной гладкости и уверенности с нашей студией лазерной эпиляции!

+79104162888

[email protected]

Москва, м. Бабушкинская, ул. Коминтерна, д. 15